История появления образа снегурочки. Исследовательская работа "Кто она, Снегурочка?" Сопровождающие образы в сказке снегурочка

Образ сказочной героини Снегурочки формировался в народном сознании постепенно на протяжении веков. Первоначально возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки - внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. Однако существует предположение о том, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И значит можно утверждать, что Кострома не просто родина Снегурочки - она и есть та самая Снегурочка.

Кострому изображали по-разному: это была или молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода, или соломенное чучело женщины. Кострома означает игровой персонаж и саму игру, в конце которой Кострома заболевает и умирает, а затем встает и танцует. Заключительный эпизод игры и обряда, смерть и последующее воскресение Костромы, дал повод для восприятия образа Костромы как сезонного духа (духа растительности), что и роднит ее с образом Снегурочки.

В сказке «Девочка Снегурочка» В. И. Даля старик со старухой наблюдали за чужими ребятами, «как они из снегу комочки катают, в снежки играют» и решили слепить себе дочку. «Старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять». Так появилась девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».

Сказочная Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо.

Со временем образ героини трансформировался в народном сознании: Снегурочка становится внучкой Деда Мороза и ассоциируется с Рождественскими и Новогодними праздниками.

Снегурочка - чисто русское явление и больше нигде в мире на новогодних и рождественских праздниках такой персонаж не фигурирует.

Новую окраску приобретает образ под влиянием весенней сказки А. Н. Островского «Снегурочка». Из маленькой девочки - внучки героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Не случайно у А. Н. Островского она дочь Мороза и Весны. Заложенный в этом противоречии компромисс делает образ Снегурочки трагичным, вызывает сочувствие, интерес, дает возможность сопоставлять его с другими сказочными героями русских народных сказок, а так же проводить аналогии с героями русской и зарубежной литературы.

Образ Снегурочки привлекал многих поэтов, писателей, композиторов, художников. Известны эскизы художника М. А. Врубеля. В. М. Васнецов выполнил декорации для постановки оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова на сцене Большого театра.

Н. К. Рерих четыре раза обращался к оформлению пьесы «Снегурочка» на оперной и драматической сценах.

Спектакли получили жизнь в театрах Санкт-Петербурга, Лондона, Чикаго, Парижа. Б. М. Кустодиев рисовал эскизы декораций к пьесе «Снегурочка».

И каждое новое осмысление обогащало образ Снегурочки, делая его любимым в народе. Сегодня Снегурочка как сказочный символ может привлекать разные категории туристов: детей, молодежь и взрослых туристов, для которых является любимым образом из детства и дает возможность отдохнуть от своих проблем.

Описание образа Снегурочки, составленное на основе ее мифологических, исторических и литературных корней, дает представление о значимости темы для широкого круга людей разного возраста, разных национальностей, непосредственной причастности Костромы к этому образу.

Кострома четырежды родина Снегурочки:

первое рождение - возникновение образа из обряда похорон Костромы, давшее название городу,

второе рождение Снегурочки - в весенней сказке А. Н. Островского - писателя и драматурга, родившегося и создававшего свои творения на Костромской земле,

третье рождение - съёмки фильма «Снегурочка» режиссером Павлом Кадочниковым в Берендеевке (лесопарк на территории Костромы).

четвёртое - воплощение образа в живом человеке, играющего роль Снегурочки, путешествующей с Российским Дедом Морозом по России.

Образ Снегурочки незафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).

В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.

В 1882 Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов.

По вопросу о происхождении Снегурочки существуют 3 версии, причем 1-й и 2-й пункты связаны.

1. образ дочери Мороза
2. образ Костромы
3. символ застывших вод

Подробнее.

1. Душечкина Е.: Образ Снегурки известен по народной сказке о сделанной из снега и ожившей девочке. Эта снежная девочка летом идет с подружками в лес по ягоды и либо теряется в лесу (и в этом случае ее спасают звери, привезя ее на себе домой), либо тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский). Последний вариант более показателен и, скорее всего, является исходным. В нем нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Здесь обнаруживается связь с календарным (купальским) обрядом прыганья через костер, который является инициационным (в этот момент девочка превращается в девушку). Снегурочка как сезонный (зимний) персонаж погибает с приходом лета…

Эскиз к пьесе А. Островского «Снегурочка»

Васнецов В. Снегурочка

Тщетно было бы искать в западной новогодней и рождественской мифологии ее аналоги. Ни Маланка (участвующая в Галиции, Подолии и Бессарабии 31 декабря в обрядовом действе), ни св. Катерина и св. Люция, в день их тезоименитств выступающие у некоторых европейских народов в роли дарительниц, ни итальянская Бефана, в ночь на Богоявление бросающая детям в башмачки подарки, ничем не напоминают русскую Снегурочку и ни одна из них не имеет мужского «напарника». Женских персонажей, связанных с Новым годом и елкой, на Западе не существует…

2. worlds.ru: Сказка о Снегурочке возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы. Кострому хоронят по-разному. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы - это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.

Вспомним о происхождении Снегурки. По многим вариантам сказки она, по сути, ожившая снежная баба. Это значит, что Снегурочка была одним из символов зимы/смерти, сила, враждебная людям и почти потусторонняя, связанная с загробным миром. Ведь Кострома тоже имеет два значения. Это, с одной стороны, аграрная богиня, чья смерть необходима для будущего урожая. С другой, Кострома - это еще и заложный покойник, то есть покойник, умерший неестественной смертью и опасный для живых. По представлению славян, человек, умерший не своей смертью, неожиданно или покончивший с собой, превращается в особый вид нечистой силы - заложного. Заложный покойник доживает положенный ему на земле срок после смерти и при этом всячески старается вредить людям, особенно своим родным и близким. Заложными становятся не только самоубийцы, но и некрещеные младенцы, дети, проклятые родителями, люди, умершие от пьянства.
Обряд похорон Костромы и похожая детская игра были зафиксированы фольклористами на приволжских землях вплоть до первой половины XX века. В некоторых вариантах обряда Кострома изображалась внезапно умершей. Как правило, умирала она, опившись вина на веселом пиру, то есть была заложной покойницей. В одной из обрядовых песен поется так: "Как Костромин-то отец стал гостей собирать, большой пир затевать, Кострома пошла плясать. Костромушка расплясалась, Костромушка разыгралась. Вина с маком нализалась. Вдруг Костромка повалилась. Костромушка померла". Слияние в образе Костромы и аграрной богини, и заложного покойника вовсе неудивительно. Ведь заложный покойник - это одна из разновидностей умершего предка. А почитание умерших предков и мнение, что они воплощение огромной силы доброй или злой, характерны для всех архаических мифов. Конечно, после принятия христианства, вытеснившего язычество на Руси, покойники стали рассматриваться исключительно как злые, дьявольские силы. О пантеоне славянских богов известно крайне немного. И поэтому сложно сказать, какое место занимала в нем Кострома. Судя по сохранившимся до недавнего времени играм с элементами древних ритуальных действий, Кострома могла быть олицетворением злых, враждебных человеку сил. Отсюда ее роль заложного покойника. Но может быть и иначе. Поскольку Кострому сжигали или топили во имя грядущего плодородия и урожая, она вполне могла принадлежать к числу умирающих и возрождающихся добрых божеств. Культы таких богов существовали во всем мире. Вспомним хотя бы египетского Осириса. Как бы то ни было, Кострома была явно могущественным существом. Но могущество ее постепенно забывалось. Сама она со временем превратилась из грозной богини в нежную Снегурочку. А ее торжественное сожжение стало случайным прыжком через костер. Сейчас обрядовое значение всей этой истории забыто. Из древнего аграрного мифа выросла печальная романтическая сказка.
Существует и другая интерпретация Костромы, которая также относит ее к заложным покойникам, но дает иную историю образа.
Кострома - дочь Купальницы и Симаргла, сестра Купалы. Однажды, когда Кострома и Купала были еще маленькими, то побежали они в чисто полюшко слушать птицу смерти Сирина, и там случилось несчастье. Птица Сирин унесла Купалу в Темное царство. Прошло много лет, и вот Кострома (сестра) гуляла по берегу реки и сплела венок. Ветром венок сорвало с головы и унесло в воду, там его подобрал Купала. Купала и Кострома полюбили друг друга и поженились, не зная о своем родстве, а когда узнали - решили утопиться. Кострома стала русалкой или мавкой.
Образ Костромы связан с празднованием "Зеленых святок" - проводов весны и встречи лета, обрядами, иногда принимающих форму похорон.
Кострому могла изображать молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы её воплощает соломенное чучело. Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом, но Кострома воскресает. Ритуал призван был обеспечить плодородие.

3. Версия Жарниковой С. Поскольку образ Деда Мороза берет начало в древнем мифологическом Варуне - боге ночного неба и вод, то и исток образа Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, надо искать рядом с Варуной. Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев). Таким образом, Снегурочка - воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

С нежная девушка, приходящая к нам под Новый год - явление уникальное. Ни в какой другой новогодней мифологии, кроме российской, нет женского персонажа! А между тем, мы сами мало что о ней знаем…

Родословная

Г оворят, она слеплена из снега… И тает от любви. Так, по крайней мере, представил в 1873 г. Снегурочку писатель Александр Островский, которого смело можно считать приемным папой ледяной девушки.

Истинные же корни родства Снегурочки уходят в дохристианскую мифологию славян. В северных областях языческой Руси существовал обычай изготавливать идолов из снега и льда. И образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в преданиях тех времен. А. Н. Афанасьев изучил сказки о Снегурочке во втором томе "Поэтических воззрений славян на природу". Книжка попала в руки Островскому, он вдохновился и написал пьесу "Снегурочка", где и пролил свет на происхождение холодной красавицы.

Родителями Снегурочки оказались Мороз и Весна-Красна. Жила себе девушка одна-одинешенька, в темном холодном лесу, не показывая личика солнцу, тосковала и тянулась к людям. И однажды вышла к ним из чащи.

По сказке Островского ледяная Снегурочка отличалась пугливостью и скромностью, но не было в ней и следа душевного холода. Пребывая в морозной невозмутимости, где-то внутри красавицу глодала тоска: хотелось Снегурочке испытать настоящие теплые эмоции. Но если ее сердце полюбит и станет горячим, погибнет Снегурочка! Она это знала и все-таки решилась: вымолила у матери-Весны способность страстно любить.

Милая женственность, за хрупкостью и трепетностью обнаруживающая настоящую отвагу, - кого не покорит такой характер? Потому и прижилась Снегурочка среди людей.

Как она выглядела, продемонстрировали художники Васнецов, Врубель и Рерих. Именно благодаря их картинам мы узнали, что Снегурочка носит бледно-голубой кафтан и шапочку с опушкой, а иногда - кокошник.

Такой ее впервые и увидели дети на праздничной елке 1937 года в Московском доме Союзов.

Деятельность

С негурочка пришла к Деду Морозу не сразу. Хотя еще до революции фигурками снежной девушки украшали елки, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, а из фрагментов сказок, пьесы Островского или одноименной оперы Римского-Корсакова делались новогодние инсценировки.

В советской России официально праздновать Новый год было разрешено только в 1935 году. По всей стране начали устанавливать елки и приглашать Деда Мороза. Но вот рядом с ним вдруг появилась помощница - милая скромная девушка с косой через плечо, одетая в голубую шубку. Сначала дочка, потом - неизвестно почему, - внучка. Первый совместный выход Деда Мороза и Снегурочки состоялся в 1937 году - с тех пор так и повелось. Снегурочка водит с детьми хороводы, передает Дедушке Морозу их просьбы, помогает раздавать подарки, поет песни и танцует вместе с птичками и зверюшками.

И Новый год не Новый год без славной помощницы главного волшебника страны.

Место жительства

Р езиденция нашего Деда Мороза, как это известно всем, находится в Вологодской области, в Великом Устюге. Снегурочка с ним не живет. А где же?

На звание "родового гнезда" дочери Мороза и Весны претендуют два места. В имении Щелыково Костромской области Островский придумал свою пьесу по мотивам старой сказки - вот, вроде бы, и родина Снегурочки. Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы. Здесь же художник создал декорации к первой театральной постановке по пьесе Островского и, опять же в Абрамцеве, на сцене домашнего тетра Саввы Мамонтова впервые прозвучала опера Римского-Корсакова.

Дилемма. А Снегурочка загадочно молчит и не открывает адрес своего проживания. Наверное, опасается назойливых репортеров.

В 2006 году в московском парке Кузьминки открылась еще одна резиденция Деда Мороза. Здесь же построили двухэтажный домик и для его внучки. Деревянный терем выполнен в "луковичном" стиле по проекту костромских мастеров. Говорят, Снегурочке в нем очень нравится.

Методический материал к районному конкурсу «Мисс Снегурочка»

Снегурочка – сказочный и новогодний персонаж, внучка Деда Мороза, его постоянная спутница и помощница. На праздниках выступает как посредник между детьми и Дедом Морозом.

И если некие подобия Деда Мороза под разными именами существуют во многих странах, то Снегурочка – наше чисто русское достояние, порождение великого и щедрого истинно русского духа .

История появления образа Снегурочки.

По вопросу о происхождении Снегурочки существует несколько версий:

Как литературный персонаж - образ дочери Мороза

Образ Костромы

Символ застывших вод.

Образ сказочной героини Снегурочки формировался в народном сознании постепенно на протяжении веков.

1. Первоначально образ Снегурочки возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. (В. Даль в сказке «Девочка Снегурочка») Этот сюжет был обработан и опубликован в 1869 году А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).

В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики. Но в 1882 Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Под влиянием сказки А. Н. Островского – образ Снегурочки приобретает новую окраску. Из маленькой девочки – героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Не случайно у А. Н. Островского она дочь Мороза и Весны. Заложенный в этом противоречии компромисс делает образ Снегурочки трагичным, вызывает сочувствие, интерес, дает возможность сопоставлять его с другими сказочными героями русских народных сказок, а так же проводить аналогии с героями русской и зарубежной литературы.



Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. Правда, из дочки Деда Мороза Снегурочка трансформировалась во внучку.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов.

2.Также существует предположение о том, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И многие утверждают, что Кострома не просто родина Снегурочки – она и есть та самая Снегурочка. Кострому хоронят по-разному. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы - это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.

3.Еще одна версия . Поскольку образ Деда Мороза берет начало в древнем мифологическом Варуне - боге ночного неба и вод, то и исток образа Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, надо искать рядом с Варуной. Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев). Таким образом, Снегурочка - воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

Снегурочка – чисто русское явление и больше нигде в мире на новогодних и рождественских праздниках такой персонаж не фигурирует. Тщетно было бы искать в западной новогодней и рождественской мифологии ее аналоги. Ни Маланка (участвующая в Галиции, Подолии и Бессарабии 31 декабря в обрядовом действе), ни св. Катерина и св. Люция, в день их тезоименитств выступающие у некоторых европейских народов в роли дарительниц, ни итальянская Бефана, в ночь на Богоявление бросающая детям в башмачки подарки, ничем не напоминают русскую Снегурочку и ни одна из них не имеет мужского «напарника». Женских персонажей, связанных с Новым годом и елкой, на Западе не существует…

Родиной Снегурочки официально признана Кострома, где у неё есть собственный терем, где внучка Деда Мороза на протяжении всего года принимает и развлекает гостей. В её двухэтажном доме любой желающий сможет познакомиться с владениями внучки Деда Мороза и окунуться в атмосферу волшебства. Этот проект возник вслед за созданием бренда «Великий Устюг - родина Деда Мороза», который быстро заинтересовал туристов. С тех пор традиционно в первых числах апреля Кострома отмечает день рождения Снегурочки.

Довольно долгое время создавался костюм Снегурочки. Как известно, в русских традициях очень многое имеет символический смысл, и образ спутницы Дедушки Мороза ученые также склонны трактовать с позиций традиционной символики. Мы привыкли видеть ее в голубом наряде, поскольку этот цвет ассоциируется у нас с голубоватым льдом. На самом же деле в русской символике цветом льда является белый, и «правильные» одежды Снегурочки исторически всегда были именно белыми. На голове она должна носить восьмилучевой венец, богато вышитый жемчугом и серебряными нитями. Впрочем, какого цвета ни был бы ее костюм, мало кто может сдержать улыбку при виде этой стройной немного печальной девушки, приходящей к нам всего лишь раз в году.

Образ Снегурочки в искусстве. Снегурочка – одна из самых интересных и известных героинь всех времен. Она – героиня не одной и даже не двух, а десятков интереснейших сказок, рассказов, пьес, опер, картин, песен русского народа.

Образ Снегурочки в музыке. Наиболее ярко образ Снегурочки раскрывается благодаря величайшим русским композиторам П.И. Чайковскому и Н.А. Римскому-Корсакову.
В 1873г. музыку к спектаклю объединенной труппы Малого и Большого театров заказали 33-летнему П.И. Чайковскому, молодому профессору Московской консерватории. П.И. Чайковский писал - «Снегурочка» не из первых моих сочинений. Она была написана по заказу дирекции театров и по просьбе Островского в 1873 году весной и тогда же была дана. Это одно из любимых моих детищ». Из письма к Н. Ф. фон Мекк. Ноябрь 1874 г.

И А.Н. Островский, и П.И. Чайковский работали с огромным энтузиазмом и увлечением, обменивались написанным, обсуждали сделанное. Островский постоянно предлагал композитору для использования те или иные русские народные песни, наигрыши.

"Снегурочка" стала на творческом пути П. И. Чайковского мостиком от первых композиторских опытов и гениальных прозрений к "Лебединому озеру", "Евгению Онегину". Как признавался сам П. И. Чайковский, ему так нравилась пьеса «Снегурочка», что он без всяких усилий сочинил всю музыку за три недели.

Грандиозная сцена Кремлевского Дворца, ослепительные костюмы, мощные декорации, выразительные в своем драматическом качестве талантливые солисты создают незабываемое, фантастическое впечатление и у взрослого, и у юного зрителя. Язык дивной музыки и великолепного танца доступен всем без перевода.

Образ снегурочки в русской живописи. Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года.
Васнецов ещё в начале 80-х годов 19 века занялся оформлением пьесы «Снегурочка», поставленной по мотивам одноименного творения Александра Николаевича Островского Абрамцевским кружком. В 1885 г. он принял участие в оформлении постановки оперы Н. А. Римского-Корсакова.
Неожиданно для художника «Снегурочка» стала не только самым задушевным его произведением, но и открытием нового направления в русском театрально-декоративном искусстве. В.М. Васнецов говорил: «А эта поэма «Снегурочка» - лучшее, что есть. Молитва русская и мудрость, мудрость пророка».

Образ Снегурочки в литературе и музыке

Болдырева Дарья Сергеевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Ашуркина Татьяна Ивановна,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№6, г.Губкинский

КлименкоТатьяна Викторовна,

учитель музыки и искусства МБОУ СОШ№6, г.Губкинский

Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежной ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь - а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег - и вышла из сугроба живая девочка.

Какой смысл внес А.Н.Островский в развитие образа Снегурочки, сделав ее дочерью Мороза и Весны Красны?

Мороз и Весна – это контрастные образы.

Мороз

Весна

Появление Мороза

Из лесу на пляшущих птиц начинает сыпаться иней, потом хлопья снега, подымается ветер, - набегают тучи, закрывают луну, мгла совершенно застилает даль. Птицы с криком жмутся к Весне.

Появление Весны-Красны

Все небо покрывается прилетевшими из-за моря птицами. Весна-Красна на журавлях, лебедях и гусях спускается на землю, окруженная свитой птиц.

Зло

Добро

«Сердечная остуда»

«Сердечное тепло»

Неподвижность, скованность, оцепенение

Творческое живое начало

Опера Римского-Корсакова

Сурово и глухо звучат басы. Грозная, отрывистая, чуть встревоженная мелодия темы

Опера Римского-Корсакова

Сквозь трепещущие мотивы птичьего голоса (петушиный крик) слышится светлая, ласковая, полная тепла и жизни мелодия Весны. Поначалу ее музыка как бы сливается с голосами природы, напоминая птичьи весенние зовы. Но вот из радостного щебета вырастает певучая, пленительная мелодия виолончелей.

Счастье в том, чтобы не любить

Дочь не знает
Любви совсем, в ее холодном сердце
Ни искры нет губительного чувства;

Счастье в том, чтобы любить

На свете все живое
Должно любить.

Таким образом, появление Снегурочки - нарушение законов природы, потому что в ней соединяется роковое противоречие: в ней живет «родниковое», беспокойное, творческое начало Весны и холодность, «стужа чувств», доставшихся от Мороза.

Снегурочка живет в глухих лесных трущобах, охраняют ее звери и сказочные существа:

Мороз

Дочка наша
На возрасте, без нянек обойдется.
Ни пешему, ни конному дороги
И следу нет в ее терем. Медведи
Овсянники и волки матерые
Кругом двора дозором ходят; филин
На маковке сосны столетней ночью,
А днем глухарь вытягивают шеи,
Прохожего, захожего блюдут.

А теремная челядь!
В прислужницах у ней на побегушках
Лукавая лисица-сиводушка,
Зайчата ей капустку добывают;
Чем свет бежит на родничок куница
С кувшинчиком; грызут орехи белки,
На корточках усевшись; горностайки
В приспешницах сенных у ней на службе.

Чем она занимается? Рукоделие, работы по хозяйству - основные занятия Снегурочки.

Мороз

Работай,
Волну пряди, бобровою опушкой
Тулупчик свой и шапки обшивай,
Строчи пестрей оленьи рукавички.
Грибы суши, бруснику да морошку
Про зимнюю бесхлебицу готовь;
От скуки пой, пляши, коль есть охота,
Чего еще?

Почему Мороз скрывает ее от людей? Мороз боится предсказания:

будто Солнце
Сбирается губить Снегурку; только
И ждет того, чтоб заронить ей в сердце
Лучом своим огонь любви; тогда
Спасенья нет Снегурочке, Ярило
Сожжет ее, испепелит, растопит.
Не знаю как, но умертвит.

Т.е. в отличие от сказки, Снегурочка должна погибнуть не просто от солнца, а от огня любви.

Весна считает, что пришла пора Снегурочке покинуть свой терем, познать жизнь среди людей.

В е с н а

Тоска возьмет меж филинов и леших

Одной сидеть.

В е с н а

Эх, старый! Девке воля

Милей всего. Ни терем твой точеный,

Ни соболи, бобры, ни рукавчики

Строченные не дороги; на мысли

У девушки Снегурочки другое:

С людьми пожить; подружки нужны ей

Веселые да игры до полночи,

Весенние гулянки да горелки

С ребятами, покуда...

В е с н а

Безумный

И злой старик! На свете все живое

Должно любить. Снегурочку в неволе

Не даст тебе томить родная мать.

Решение должна принять Снегурочка. Плененная песнями Леля, которые дороже ей, чем «жаворонков пенье», Снегурочка не хочет оставаться в лесной глуши, она тянется к людям, мечтает петь вместе с девушками и водить хороводы. И Мороз скрепя сердце отдает ее в бобыльскую семью.

Снегурочка уходит к людям со словами:

Мама, счастья
Найду иль нет, а поищу.

Таким образом, новаторство Островского состоит в том, что его Снегурочка – это взрослая девушка, которая ищет счастья, любви.

Снегурочка попадает к берендеям во время древнего обряда проводов Масленицы, который помогает совершить переход из незримого мира, созданного народной фантазией и ожившего под пером художника (прилет Весны), в реальный мир.

Семья, в которой живет Снегурочка, не способна оценить ни ее красоту, ни трудолюбие. Бобыль способен даже торговать ею, и это проявляется в его отношении к Снегурочке. Вместе с Бобылихой, завистливой и хитрой, у которой в глазах только «кика рогатая с окатным жемчугом», они пользуются Снегурочкой и ее красотой в своих корыстных целях, нисколько ее не любя.

В этом, в том числе, царь Берендей видит причину всех несчастий своей страны - в людском эгоизме, в потере людского родства, в утрате любви и чувства красоты.

В сердцах людей заметил я остуду
Немалую; горячности любовной
Не вижу я давно у берендеев,
Исчезло в них служенье красоте.

Этическая красота человека определяется взаимосвязью с природой и другими людьми. Представления о ней у Берендея тесно связаны с чувством любви. Царь Берендей скорбит об исчезновении из жизни своих подданных «горячности любовной», он понимает, что людей «раздирают» совсем другие страсти: «Тщеславие, к чужим нарядам зависть...». А ведь любовь, по его словам, «благое чувство, великий дар природы», перед которым следует преклоняться, «служение» любви и есть «служение красоте».

Снегурочка красива:

Бобылиха

Краса твоя девичья то ж богатство.

Из-за ее красоты:

от свах и сватов
Отбою нет, пороги отоптали.

Но Снегурочка не ведает любви, ее сердце холодно -это наследство от ее отца Мороза:

Снегурочка

Моя беда, что ласки нет во мне.
Толкуют все, что есть любовь на свете,
Что девушке любви не миновать;
А я любви не знаю; что за слово
Сердечный друг и что такое милый,
Не ведаю. И слезы при разлуке,
И радости при встрече с милым другом

Прежде любви она испытывает ревность, горечь, обиду:

Как больно здесь, как сердцу тяжко стало!

Тяжелою обидой, словно камнем,

На сердце пал цветок, измятый Лелем

И брошенный. И я как будто тоже

Покинута и брошена, завяла

От слов его насмешливых.

Ей много приходится испытать: незаслуженное обвинение Купавы в том, что она разлучила ее с Мизгирем, который, увидев Снегурочку, так пленился ее красотой, что бросил Купаву. Разочарование поступком Леля, который целует не ее, а Купаву. Со страхом она слушает признание в любви Мизгиря, а потом наблюдает за чужим счастьем Леля и Купавы.

Укором Мизгирю звучат ее слова:

С н е г у р о ч к а

Любви моей не купишь.

Снегурочка

Бесценный жемчуг
Себе оставь; не дорого ценю я
Свою любовь, но продавать не стану:
Сменяюсь я любовью на любовь,
Но не с тобой, Мизгирь.

Желание любить, как любят люди, заставляет ее принять губительное для нее решение: Снегурочка

Обманута, обижена, убита
Снегурочка. О мать, Весна-Красна!
Бегу к тебе и с жалобой и с просьбой:
Любви прошу, хочу любить! Отдай
Снегурочке девичье сердце, мама!
Отдай любовь иль жизнь мою возьми!

Снегурочка

Мама,
Пусть гибну я, любви одно мгновенье
Дороже мне годов тоски и слез.

Сила любви заключена в волшебном венке Весны-красны, который она надевает на Снегурочку.

Снегурочка обретает совершенно другой взгляд на окружающий мир:

Ах, мама, что со мной? Какой красою
Зеленый лес оделся! Берегами
И озером нельзя налюбоваться.
Вода манит, кусты зовут меня
Под сень свою; а небо, мама, небо!
Разлив зари зыбучими волнами
Колышется.

Теперь она замечает красоту вокруг себя, раньше она любовалась только своей красотой.

Весна-Красна дает ей великий дар природы – любовь:

Снегурочка

О милый,
Прости меня! Чего-то я боялась, -
Смешно самой и стыдно, берегла
Какое-то сокровище, не зная,
Что все, что есть на свете дорогого,
Живет в одном лишь слове. Это слово:
Любовь.

Произошло чудо:

О, диво, полюбила
Снегурочка.

Снегурочка умоляет Мизгиря укрыть свою любовь от солнца, но все напрасно:

Но что со мной: блаженство или смерть?
Какой восторг! Какая чувств истома!
О мать-Весна, благодарю за радость,
За сладкий дар любви! Какая нега
Томящая течет во мне! О Лель,
В ушах твои чарующие песни,
В очах огонь... и в сердце... и в крови
Во всей огонь. Люблю и таю, таю
От сладких чувств любви! Прощайте, все
Подруженьки, прощай, жених! О милый,
Последний взгляд Снегурочки тебе.

У сказки Островского грустный финал, как и в народной сказке: Снегурочка погибает.

Но если читателям грустно, жалко Снегурочку, жителям царства Берендея гибель Снегурочки не омрачает настроения:

Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут; Солнце знает,
Кого карать и миловать. Свершился
Правдивый суд! Мороза порожденье -
Холодная Снегурочка погибла.

Теперь, с ее чудесною кончиной,
Вмешательство Мороза прекратилось.
Изгоним же последний стужи след
Из наших душ и обратимся к Солнцу.
И верю я, оно приветно взглянет
На преданность покорных берендеев.

К берендеям вернулось солнце, а вместе с ним и жизнь. А это для них важнее. Случилось невозможное: холодная Снегурочка полюбила, как человек, а это превращение должно привести ее к гибели. Чувство, которое так желала получить героиня сказки, и погубило ее. Но она погибла, а не умерла, мечтая быть похожей на живых людей. И это чудо произошло. Я думаю, что эта сказка А. Н. Островского не только о Снегурочке, а о смысле жизни любого человека. Быть счастливым очень трудно, но возможно. Снегурочка не может жить без любви, но любовь для нее оказывается губительной.

Образ Снегурочки в опере Н.А.Римского- Корсакова

В 1879 году за создание оперы по пьесе А. Н. Островского берется Н. А. Римский-Корсаков, которому она в первом чтении не понравилась. «…Царство Берендеев показалось мне странным, - вспоминал позже композитор. - В зиму1879–1880 годов я снова прочитал “Снегурочку” и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет…». У композитора была толстая книга из нотной бумаги, и он стал записывать в нее в виде набросков приходившие в голову музыкальные мысли.

Воодушевленный новым сюжетом, Римский-Корсаков отправился в Москву, чтобы встретиться с Островским и испросить у него разрешения воспользоваться его произведением как либретто с правом внести в драму необходимые при работе над оперой изменения. Драматург принял композитора очень любезно, предоставил право должным образом распоряжаться текстом и даже подарил экземпляр своей сказки.

Лето 1880 года Римский-Корсаков провел в деревне Стелево. Это было его первое лето в настоящей русской деревне. И все - пейзаж, пение птиц, обстановка - необычайно вдохновляли его на эту работу. Он работал целыми днями. «Музыкальные мысли и их обработка преследовали меня неотступно», - писал впоследствии композитор. Он зафиксировал ход работы буквально по дням: начало 1 июня (написано вступление к прологу), окончание - 12 августа (заключительный хор). Ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и скоростью, как Снегурочка. «О сочинении Снегурочки никто не знал, - писал композитор, - ибо дело это я держал в тайне, и, объявив по приезде в Петербург своим близким об окончании эскиза, я тем самым немало их удивил.» Еще полгода композитор затратил на инструментовку оперы, и наконец 10 февраля опера была дана на сцене Мариинского театра в Петербурге. С тех пор она остается одним из самых любимых публикой творений композитора.

Завершенная в 1881 году и впервые поставленная в 1882 году опера Римского-Корсакова имела громадный успех… «Вдохновение Римского-Корсакова теплится ровным светом, но в иные моменты музыка углубляется для постижения лишь слышимых тайников и истоков жизни, о которых слово, будучи связано явью, невольно ДОЛЖНО молчать...» - писал о «Снегурочке» Б. Асафьев. Одним из таких моментов является музыкальная сцена таяния Снегурочки. Незащищенность Снегурочки, ее обреченность кажутся особенно трагичными. И все-таки в музыке нет мрака и горечи. Чудесное, таинственное ощущение рождает тема Снегурочки. Последнее обращение ее к любимому: «О милый мой, твоя, твоя...» Звучит оно трогательно и светло, как прощание с обретенной любовью и с жизнью. Наконец, и эта мелодия, становясь все прозрачней, воздушней, медленно исчезает, истаивает, как и сама Снегурочка. Музыка оставляет ощущение чарующей красоты, трепета, дрожания воздуха, льющейся струи света. Музыка Н. А. Римского-Корсакова в опере „Снегурочка“ рождает много разных чувств: она заставляла удивляться, восхищаться, грустить. Она помогает представить лучше сказочных героев: Лешего, Весну, Мороза. Слушая ее, представляешь веселого, красивого, талантливого Леля, обиженную Купаву, гордого Мизгиря, мудрого Берендея. Островский очень точно назвал музыку Римского-Корсакова „чудесной“ и „удивительной“, потому что она о самом красивом человеческом чувстве - о любви. То, что выразил в словах Островский, удалось передать в музыке Римскому-Корсакову. Эта музыка о судьбе и гибели Снегурочки. Но жизнь не прекращается. Снегурочка тает от любви, потому что не желает знать других законов, кроме законов настоящей человеческой жизни. «Снегурочка» - самая поэтичная опера Римского-Корсакова. Композитор считал ее своим лучшим творением. «Снегурочка» поражает удивительно чутким, любовным воспроизведением картин народного быта, обрядов древнего язычества, чудесных образов народных сказок. Музыка оперы, проникнутая неувядаемой свежестью и мудрой простотой народных песен, окрашена мягкой лирикой, весенними тонами расцветающей природы. «Это именно весенняя сказка - со всей красотою, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием», - писал об опере А. П. Бородин.

В арии Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» легкие и грациозные переливы голоса перекликаются с прозрачными и холодноватыми напевами флейты.

В лирически-проникновенной ариетте Снегурочки «Слыхала я, слыхала» ласково-нежным и хрупким вокальным фразам вторит выразительная мелодия гобоя. В арии Снегурочки «Великий царь» вновь звучит, на этот раз тепло и взволнованно, мелодия ее ариетты «Слыхала я» (из пролога). Сцена таяния Снегурочки - один из трогательнейших в мировой оперной литературе эпизодов. Хрупкая нежность образа Снегурочки оттеняется величественным, лучезарным звучанием заключительного хорового гимна «Свет и сила, бог Ярило».

Заключение

Итак, А.Н.Островский, используя сказочный образ Снегурочки, внес в его развитие некоторые изменения:

    Снегурочка – дочь Мороза и Весны-Красны, появление Снегурочки - нарушение законов природы, потому что в ней соединяется роковое противоречие: в ней живет «родниковое», беспокойное, творческое начало Весны и холодность, «стужа чувств», доставшихся от Мороза.

    Бобыль и Бобылиха – люди, у которых живет Снегурочка, не ценят ее красоты; не любят ее, используют ради корыстных интересов, ими движет людская зависть, желание обогатиться за чужой счет.

    Снегурочка – взрослая девушка, которая желает познать человеческую жизнь, связанные с ней чувства, эмоции и прежде всего девическое счастье, любовь.

    Снегурочке суждено умереть, растаять не просто от солнца, а от огня любви.

    Ледяное сердце Снегурочки растаяло благодаря волшебству, она полюбила и заплатила за любовь ценой своей жизни.

    Образ Снегурочки близок другим женским образам, созданным А.Н.Островским, Ларисы Огудаловой, Екатерины, т.к. смысл их жизни заключается в любви. Нет любви – нет жизни. Это тема для другого исследования.

    Любовь – благое чувство, великий дар природы, перед которым следует преклоняться.

    Гибель Снегурочки не может остановить вечный круговорот жизни, поэтому ее гибель не омрачает праздника берендеев; к берендеям возвращается солнце Ярило, а значит жизнь.

    Сказка о Снегурочке – о вечной борьбе добра и зла, но реальные невзгоды и беды людей происходят от их равнодушия, нежелания помочь друг другу.

    Смысл жизни людей - в любви и согласии со всем земным.

    Опера Римского-Корсакова помогает нам понять смысл сказки Островского. Это музыка о судьбе и гибели Снегурочки. Но жизнь не прекращается. Снегурочка тает от любви, потому что не желает знать других законов, кроме законов настоящей человеческой жизни.

Библиографический список:

1.А.Н.Островский. Снегурочка, http://ilibrary.ru/text

2. Русская народная сказка. Снегурочка,

МУНИЦИПАЛЬНАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «МАЛЫЕ ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»

Направление ЯЗЫКОЗНАНИЕ

«КТО ОНА, СНЕГУРОЧКА?»

Исследовательская работа

Выполнена ученицей 2 а класса

МОУ «СОШ №76», МО «Котлас», Архангельской области

Усачевой Полиной Игоревной

Руководитель: учитель начальных классов

МОУ «СОШ №76», МО «Котлас»,

Архангельской области

Мариева Наталья Валерьевна

г. Котлас, 2015

1 Введение…………………………………………………………………………… 3

2 Основная часть

2.1 Сказки, мифы и легенды о Снегурочке………………………………………… 4
2.2 Образ Снегурочка в литературе…………………………………………………. 4
2.3 Снегурочка в музыке………………………………………………………………5
2.4 Снегурочка в изобразительном искусстве……………………………………….. 6
2.5 Социологический опрос…………………………………………………………… 6
3 Заключение…………………………………………………………………………….8

4 Библиографический список………………………………………………………… 9

ВВЕДЕНИЕ

Вся в снежинках, лед искрится
На ее ресницах,
На санях по снегу мчится,
Кони - словно птицы!
В гости к нам она летит,
Эй, не стойте на пути!
В белой шубке, как принцесса,
В теплых рукавицах,
Мимо сказочного леса
К нам на елку мчится!
И красива, и стройна,
Так скажите - кто она?

Е. Благинина

У русского народа очень много праздников. Один из самых ярких и любимых – Новый год. И главные персонажи этого праздника - Дед Мороз и Снегурочка. Недалеко от нашего города находится дом-резиденция Деда Мороза. Там мы можем много узнать о его жизни. Помощники покажут все комнаты сказочного дома, расскажут, чем занимается белобородый кудесник, о чем мечтает, какие почитает праздники, какими видами спорта предпочитает заниматься. Дети и взрослые могут посетить рабочее место Деда Мороза, посмотреть удивительную коллекцию его подарков, побывать в Кладовой сказок, библиотеке и обсерватории.

А нам захотелось узнать о его помощнице и постоянной спутнице, Снегурочке. Кто она, Снегурочка, кто ее родители, куда она исчезает после праздников - это стало нам интересно, и мы решили заняться исследованием этого вопроса.

Цель исследования: узнать, откуда к нам приходит Снегурочка, кто ее родители

Задачи : - изучить историю происхождения Снегурочки

Познакомиться с произведениями разных видов искусства, связанных со Снегурочкой

Объект исследования : Снегурочка

Предмет исследования : история Снегурочки

Методы исследования : - анкетирование учащихся

Поисковый (работа с литературой, ресурсами Интернета)

Полученные знания и результаты исследования мы можем применить на уроках литературного чтения, музыки, изо, при проведении классных часов.

В ходе исследования мы обращались к народным и авторским литературным произведениям - 3-

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Сказки, мифы и легенды о Снегурочке

У каждого сказочного героя существуют свои легенды, объясняющие его происхождение, место жительства, особенности характера. А у Снегурочки их несколько.

Давно это было. Жила на свете могущественная богиня Кострома. Поклонялись ей люди, просили скорого прихода весны, плодородной земли, богатого урожая.

Пока ее задабривали да величали, выполняла она просьбы, но постепенно люди стали забывать о силе Костромы. И сама она со временем превратилась из мудрой богини в холодную, пугающую людей снежную деву. И стала показываться она только зимой, когда стужа, вьюги и заледеневшие реки губили народ. За это и прозвали ее в народе Снегурочкой. Попросил тогда народ у Весны защиту. А Весна добрая, ласковая, по-другому рассудила. Подарила она Снегурочке сердце горячее, душу добрую, да взгляд ласковый, и назвала ее своей дочерью. И с тех пор Снегурочка стала воплощение духа растительности, забытой богини Костромы. Живет она на радость взрослым и детям круглый год в Сказочной Костроме, где находится ее Терем.

В другой легенде говорится, что ее родила большая Ель. Светлая девушка внезапно появилась из-под пушистой еловой ветки и была встречена бурными приветствиями всех лесных обитателей.

А вот редакция сайта Super Cook провела свои собственные научно-исторические исследования и прояснила эту великую древнюю тайну. Однажды у великого Деда Мороза и Вьюги-Метелицы родился сын Снеговик. И в один прекрасный момент у зимнего Сына Снеговика и Весны - Красны родилась дочка Снегурочка.

2.2 Снегурочка в литературе

Знаменитый собиратель русских народных сказок Афанасьев Александр Николаевич в сказке о Снегурочке написал, что она была вылеплена из снега крестьянином Иваном и его женой Марьей. Они были бездетны и, глядя на детей, которые лепили из снега снежную бабу, тоже взялись за дело, Когда они вылепили носик, сделали вместо глаз две ямки во лбу, на них дохнуло от куклы теплым духом, на них смотрели голубые глазки и губки улыбались, но подошла Весна и Снегурочка растаяла, прыгая через костер, унеслась белым облаком. В таком виде показаны представления народа о том, когда от жгучих лучей солнца тают снежные насыпи, и, испаряясь, собираются в тучи. В зимнюю пору, когда облака из дождевых превращаются в снеговые, прекрасная облачная дева сходит на землю. Это соответствует представлениям о духах природы, которые погибают при смене

определенного сезона и воскресают с приходом этого сезона вновь.

Другая сказка, рассказанная В.И.Далем , собирателем живого русского языка, объясняет появление Снегурочки из комочка снега, который старик принес домой с улицы, снег растаял, и из этой талой водицы появилась живая девочка « беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».

Из этих сказок видно, что Снегурочка – это символ воды, но в зимнее время: снежная, ледяная, холодная внешне, но теплая живая внутри.

Александр Николаевич Островский в 1873году, прочитав в сборнике сказок

А. Н.Афанасьева, сказку о снежной девушке « замыслил» написать по его словам «весеннюю сказку». Он написал пьесу «Снегурочка» , в которой Снегурочка из маленькой девочки-внучки превращается в девушку. Из произведения Островского мы впервые узнаем о том, что Снегурочка является дочерью Мороза и Весны. Внешность ее соответствует ее рождению: прекрасная бледная светловолосая девушка, одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой. Эта Снегурочка тоже тает, погибает, но уже от горячих человеческих чувств. Это печально, но не навсегда. Придет зима - принесет снега, морозы, застынут во льдах воды, затем весна – тепло, солнце, радость от того, что люди пережили холодные тяжелые времена, и опять Снегурочке захочется любить и быть любимой, и опять она улетит облачком в светлое небо, унося с собой горести зимы, не зря царь Берендей говорит: «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут!» В Берендеевке жизнь продолжается.

В наше время создаются произведения о Снегурочке, как, например, история, рассказанная Татьяной Кудрявиной «Как маленькая баба Яга стала Снегурочкой» . В ней мы узнали, что баба Яга захотела стать доброй и, забравшись на тучку, превратилась в Снегурочку.

2.3 Снегурочка в музыке

История Снегурочки, рассказанная А.Н. Островским, очень понравилась композитору Петру Ильичу Чайковскому, автору знаменитых «Времен года», и в 1873году П.И. Чайковский написал музыку к спектаклю по пьесе А.Н. Островского. Музыка получилась светлая и радостная, и до сих пор музыка П.И. Чайковского используется в постановках «Снегурочки».

Через несколько лет композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков создал оперу с таким же названием. Как говорил сам Римский-Корсаков, сначала царство

Берендея ему показалось странным, но потом он, прочитав сказку еще раз, понял всю красоту и поэтичность образа Снегурочки. Художественное оформление оперы на сцене, Снегурочки и других персонажей были выполнены Виктором Васнецовым.

2.4 Снегурочка в изобразительном искусстве

Художник В.М. Васнецов нарисовал эскизы к театральной постановке «Снегурочки» Островского. Образ Снегурочки был нарисован с дочери одного богатого человека, покровителя искусств Саввы Мамонтова.

Сказочную красавицу рисовали и другие художники, такие как Михаил Врубель и Николай Рерих, который также оформлял спектакль к оперной и драматической постановке «Снегурочки».

Современный облик Снегурочки вобрал в себя отдельные черты художественных версий всех трех мастеров – художников. Она может приходить на елку в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове – так увидел ее В.М. Васнецов; в белой, сотканной из пуха и снега одежде, подбитой горностаевым мехом, как изобразил ее М.А.Врубель; в меховой шубке, которую надел на нее Н.К. Рерих

2.5. Социологический опрос

В начале исследования был проведен социологический опрос учащихся нашей школы, в ходе которого было предложено ответить на вопросы:

Где живет Снегурочка?

Куда уходит Снегурочка после праздников?

Кто ее родители?

Как выглядит Снегурочка?

На первый вопрос учащиеся ответили –

· В Великом Устюге – 12 человек

· На Северном полюсе -9 человек

· В лесу- 6 человек

На второй вопрос мнения разделились:

· Не знаю- 19 человек

· В доме- 16 человек

· Улетает домой- 14

На третий вопрос ответы были такие:

· Не знаю-19 человек

· Дед мороз- 17 человек

На четвертый вопрос ребята отвечали так:

· В голубом наряде – 21 человек

· У остальных детей разные ответы

Согласно опросу, мы выяснили, что большинство детей знают о Снегурочке очень мало.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего вышесказанного мы делаем следующие выводы:

На протяжении продолжительного времени в жизни нашего народа существовала, жила и доставляла радость и создавала грустное, но светлое настроение девочка Снегурочка, которая была представлена как:

· внучка Мороза и Вьюги-Метелицы

· дочери Снеговика и Весны -Красны

Живет Снегурочка на живописном берегу реки Волги, где находится сказочный ее Терем.

Но нам хочется, чтобы Снегурочка была в нашей детской жизни как красивая и праздничная подруга, у которой есть дружная и веселая семья, каждый член которой выполняет свою очень нужную природе работу.

В ходе работы мы узнали историю нашей новогодней гостьи, получили новые знания. Мы познакомились с художественными произведениями о Снегурочке, с музыкальными произведениями и картинами знаменитых художников.

История Снегурочки нас очень заинтересовала, хотелось бы продолжить свое исследование и узнать, как связаны между собой Снегурочка и Снежная королева (ведь они сделаны из «одного теста»), и побывать в Костроме, где находится ее Терем.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. А. Н. Афанасьев «Русские народные сказки». М.: Олма Медиа Групп, 2013

2. В.И. Даль «Девочка Снегурочка». М.: Советская Россия, 1985

3. А. Островский «Снегурочка». М.: Детская литература, 2012


Одним из самых популярных новогодних персонажей и самых любимых детьми, начиная с конца XIX в. и до сих пор, остается Снегурочка – уникальный образ русской культуры. В новогодней и рождественской мифологии других народов мира нет подобных женских персонажей. Ее часто изображали в своих произведениях русские писатели, художники, композиторы, режиссеры. За полтора столетия образ Снегурочки значительно изменился – от невинной внучки Деда Мороза до сексуально агрессивных персонажей из эротических фильмов.



Литературным отцом девушки, которую слепили из снега, считают А. Н. Островского, опубликовавшего в 1873 г. пьесу «Снегурочка». Этот образ он почерпнул из русской народной сказки. В 1882 г. по этой пьесе была поставлена опера Н. А. Римского-Корсакова в Мариинском театре. В пьесе Островского Снегурочка была не внучкой Деда Мороза, а его помощницей. Позже она традиционно изображалась его внучкой, вот только возраст ее постоянно варьировался – то она была маленькой девочкой, то взрослой девушкой. У одних она походила на крестьянку, у других – на Снежную Королеву.



Образ Снегурочки привлекал многих художников. В. М. Васнецов, разрабатывая эскизы костюмов для постановки в Русской частной опере Саввы Мамонтова, впервые изобразил ее в сарафане, лаптях и с обручем. Позже на одноименной картине он одел ее в шубу, рукавицы и шапку. А. Бенуа сказал, что именно в этой картине Васнецову удалось открыть «закон древнерусской красоты».





Эскизы декораций и костюмов к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» создавал также и Михаил Врубель, а его жена Надежда Забела была исполнительницей главной оперной партии. Четыре раза к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцен обращался и Николай Рерих, он создал десятки эскизов и рисунков к этой постановке. В работе 1921 г. художник неожиданно сочетает славянскую мифологию и восточные влияния на нее: в работе «Лель и Снегурочка» он создал азиатский этнический тип персонажей. Образ Снегурочки запечатлели в своем творчестве и многие другие художники: К. Коровин, Б. Кустодиев, В. Перов, И. Глазунов и др.





Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 г., когда советские власти разрешили праздновать Новый год, считавшийся до этого буржуазным пережитком, и Снегурочку официально признали. Тогда же определились с тем, что Снегурочка приходится Деду Морозу внучкой. А в 1937 г. персонажи вместе появились на сцене в Доме Союзов и с тех пор стали неразлучными.





Роль Снегурочки в кино впервые исполнила актриса Евгения Филонова в 1968 г. Через три года эту же роль сыграла Наталья Богунова в фильме «Весенняя сказка». Самые привлекательные актрисы советского кино играли роль Снегурочки, создавая образ неземной, нездешней красавицы.



Похожие статьи