Логопед поставил диагноз онр. ОНР -общее недоразвитие речи (подробно)

Общее недоразвитие речи (ОНР) означает нарушение в правильном формировании всех составляющих речевых элементов как фонетических, так и грамматических. Другими словами, ребенок с ОНР не только плохо произносит звуки, но и неправильно строит свою речь. Страдает смысловая составляющая. Этот диагноз ставят детям после 4 лет, ранее — ЗРР.
При этом диагнозе слух у ребенка в полной норме, так же как и уровень интеллекта. Однако в зависимости от глубины проблемы наблюдается несколько степеней нарушения речи:

  • ОНР I степени - полное отсутствие речи. Этот уровень специалисты называют безречевым. То есть ребенок пытается изъясняться лишь при помощи жестов, младенческих лепетных слов, мимики, мычания. Такой способ общения может наблюдаться при олигофрении, но в данном случае отличительной чертой является довольно большой объем пассивного словаря у ребенка. То есть он понимает обращенную к нему речь, выполняет просьбы.
  • ОНР II степени характеризуется зачаточным состоянием речи. Для общения используются искаженные слова, которые, однако, складываются в простые предложения. Слова могут изменяться в разных грамматических формах, но происходит это нечасто. Активный словарный запас ограничен, высказывания обычно состоят из простого перечисления предметов и действий, плохо согласованных между собой или не согласованных вовсе. При этом ребенок имеет проблемы с выговариванием многих звуков. Иногда ОНР I степени II связан с .
  • III степень ОНР отличает довольно развернутая речь с неправильным построением предложений и согласованием слов. Дети идут на контакт, общаются, но чаще делают это в присутствии родителей, которые в случае необходимости выступают «переводчиками». Однако предложения строятся уже довольно сложные, хотя подчас и с неправильным согласованием. Произношение звуков имеет трудности, иногда один звук может заменять несколько разных. На фоне довольно пространной речи сильно заметно недоразвитие всех частей языковой системы - лексической, грамматической и фонетической.
  • При IV степени ОНР нарушения компонентов речи присутствуют, но выражены незначительно. То есть звукопроизношение характеризуется сложностями с сонорными, шипящими и свистящими. Не очень обширен словарный запас, имеются проблемы с грамматическим построением фраз.

Причины возникновения общего недоразвития речи

У детей, имеющих такой диагноз, выявляются как внешние, так и внутренние факторы, приводящие к недоразвитию речи.

Внутренние:

  • Сложное течение беременности матери - тяжелые заболевания, резус-конфликт, переливание крови.
  • Возникновение гипоксии у ребенка в период беременности и родов, родовые травмы.
  • Черепно-мозговые травмы (ЧМТ) в раннем детстве, частые болезни и общее ослабленность организма, приводящая к возникновению ММД - минимальной мозговой дисфункции.
  • Наследственность.
  • Неблагоприятные условия в доме, психологическая депривация.
  • Отсутствие условий для своевременного развития речи (дефицит общения с родителями вследствие проблем со слухом и речью у последних или мнением, что ребенок «еще ничего не понимает», билингвизм в семье, няня-иностранка и т.п.).

Часто наблюдается сочетание разных причин. Специалистам важно правильно установить факторы, мешающие развитию речи, чтобы помочь ребенку справиться с проблемой.

На что обращать внимание

Независимо от причины возникновения все случаи ОНР имеют общие признаки, которые должны насторожить родителей:

  • Задержавшее начало формирования речи. Первые свои слова ребенок начал говорить только в 3 или даже 4 года;
  • Ребенка очень трудно понять. Часто в семье имеется лишь единственный «переводчик», как правило, мать;
  • Нарушения заметны одновременно как со стороны произношения, так и со стороны лексики и грамматики;
  • Пассивный словарь заметно превышает по объему активный. Ребенок многое понимает, но сказать сам не может.

Что делать?

Если вы заметили данные признаки у своего сына или дочери, следует обязательно проконсультироваться со специалистами. К кому обращаться:

  • Логопед-дефектолог;
  • Детский невролог.
  • Психолог.

Пройдя все обследования, вы сможете получить полную картину происходящего. Если диагноз ОНР будет подтвержден, не впадайте в панику. Да, это крайне неприятно, но лучше не прятать голову в песок, а начинать заниматься.

Коррекция ОНР

Отправлять ребенка в специализированный логопедический садик или нет – решать Вам. Однако, как правило, его посещают дети с самой тяжелой степенью этого нарушения, а, значит, у малыша с более легкой формой не будет необходимого социального общения помимо преподавателей. В результате положение может только усугубиться.

Желательно заниматься с логопедом-дефектологом и психологом индивидуально.

Помимо логопедических уроков детям с ОНР часто назначается медикаментозное лечение. Среди препаратов, рекомендованных при данном диагнозе, назначаются средства, улучшающие кровоснабжение головного мозга и улучшающие активность нейронов. Однако большой ошибкой было бы считать, что речь разовьется лишь от приема лекарств.

Основная работа ложится на плечи логопеда-дефектолога, который проводит с ребенком активные занятия. Работа ведется в разных направлениях с учетом степени выраженности ОНР - развивается словарный запас у ребенка, стимулируется связная речь, корректируется правильность построения фраз и произношения. Кроме того, обязательно дается задание «на дом», так что родителям тоже придется потрудиться. Но в конце пути ожидает заслуженная победа - при упорных и регулярных занятиях речь у детей выходит на нужный уровень и они полностью догоняют своих сверстников.

Самое главное - вовремя обозначить проблему и найти нужных специалистов. Обязательно следует уточнить, есть ли у логопеда-дефектолога достаточный опыт работы, посмотреть, как он занимается с ребенком. Лучше всего обращаться в специализированные логопедические центры, чтобы быть уверенным в результате.

Для достижении цели может понадобиться много времени. Поэтому, чем раньше вы займетесь коррекцией ОНР, тем скорее он сможет учиться наравне со своими ровесниками.

В последнее время всё чаще можно услышать от родителей малышей, что их беспокоит речевое развитие ребёнка. Кто-то считает, что малыш мало говорит, его словарный запас недостаточный и не соответствует возрастным нормам; другие полагают, что он говорит много, но звукопроизношение нечёткое и невнятное. Кому-то не нравится темп речи дошкольника, но есть и такие родители, которые фиксируют абсолютное отсутствие речи у своего маленького чада. Стоит ли начинать беспокоиться и соответствует ли разговорный уровень ребёнка дошкольного возраста возрастным нормам, могут правильно определить только специалисты по детским патологиям речи.

Причины затухания речевого прогресса детей раннего возраста

Малыш взрослеет и начинает говорить первые несложные слова. Родителей это сильно радует, они гордятся такими успехами и охотно демонстрируют умение маленького человечка всем родственникам. Проходит немного времени, ребёнок овладевает прямохождением, а мамы уже спешат к специалистам, требуя консультации логопеда. Основная проблема, по их мнению, заключается в том, что малыш вдруг перестал говорить, речь его больше не развивается. Это мнение ошибочное, детские психологи и логопеды объясняют причину такой видимой задержки тем, что развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста носит волнообразный характер. С возникновением новых навыков, таких как прямохождение, осознанное манипулирование предметами, создаётся видимость затухания уже приобретённых. На самом деле речь ребёнка продолжает активно развиваться, накапливая пассивный словарь и способствуя развитию интеллектуальных функций. Задача родителей на этом этапе - продолжать активное коммуникативное воздействие на ребёнка, больше читать, рассказывать небольшие сказки, заучивать короткие стихотворения. Со временем речевая активность ребёнка возобновится, и он будет накапливать коммуникативные умения рекордными темпами.

Характеристика речевых проблем дошкольника

Беспокойство должны вызывать так называемые всесторонние диагностируются которые зачастую к трём годам. Специалисты выделяют ряд специфических нарушений, которые указывают на серьёзные проблемы у дошкольника. Первым и наиболее распространённым считают запоздалое начало речи в целом: первые элементарные слова появляются в словаре к трём-четырём годам, иногда даже к пяти. Явное выделение аграмматизмов в рассуждениях малыша и несовершенство структуры высказываний специалисты выделяют как второе проявление нарушений. Третье, что может и должно насторожить взрослых, - это неспособность выразить свои мысли при правильном понимании обращённого к нему сообщения. И последним, четвёртым признаком, может быть малопонятность и невнятность разговорной речи дошкольника. Наличие таких патологий даёт возможность предположить общее недоразвитие речи у малыша, однако окончательный диагноз сможет установить только

Особенности развития у детей с речевыми патологиям

Определить имеющиеся отклонения в развитии ребёнка без участия логопеда или детского психолога сложно, так как родители, не имеющие специального образования, рискуют ошибиться в своих предположениях. Коммуникативность дошкольника, имеющего сложные речевые патологии, развита гораздо хуже, чем у малышей, речь которых развивается в норме, или у тех, кто имеет ОНР 3 уровень. Характеристика нарушений у таких деток весьма многогранна: имеют место такие патологии, как искажение произношения, нарушение структуры слогов (практически всегда в сторону её уменьшения). Развитие речи ребёнка с общим недоразвитием 3 уровня заметно выше. У этих дошкольников заметна сформированность развёрнутой фразовой речи, однако при этом ярко выражены элементы недоразвития. Коммуникация у таких малышей затруднена вследствие непонимания их окружающими. Свободно разговаривают они только в обществе тех людей, которые смогут конкретизировать и объяснить сказанное ими. На сегодняшний день ОНР 2-3 уровня считаются самыми распространёнными речевыми патологиями современных детей. В силу ряда причин официально зафиксированное количество таких патологий с каждым годом растёт.

Специфика речи детей с ОНР

Самостоятельно диагностировать отставание сформированности коммуникативной функции специалисты не рекомендуют. Несмотря на наличие общих признаков, у каждого малыша своя индивидуальная специфика и причина нарушения. Задержка развития речи ребёнка дошкольного возраста относится к сложным нарушениям, это подтвердит каждый логопед. ОНР 3 уровня характеризуется видимыми сбоями в системе общения: нарушениями лексики и грамматики, фонетики. При этом малыш активно пытается использовать предложения различной степени сложности: сложносочинённые, сложноподчинённые, простые распространённые. Сама составляющая может сохраняться, но зачастую нарушена вследствие пропуска или перестановки структурных компонентов. В словаре дошкольника начинают появляться двусложные или трёхсложные слова, которые малышу нравится использовать, он употребляет их с удовольствием, старательно проговаривает. Грамматический строй речи носит явный незавершённый характер, при этом ошибки могут быть непостоянными. Одну и ту же фразу или предложение дошкольник может произнести как с нарушениями, так и в следующий раз правильно. Лексические несовершенства также легко фиксируются, несмотря на видимый количественный рост словарного запаса. Малыш не затрудняет себя произнесением сложных слов. Например, вместо того, чтобы сказать «велосипедист», ребёнок скажет «дядя едет». Нередки в речи такого дошкольника и замены названия целого предмета словами, обозначающими его отдельные части, и наоборот, в зависимости от того, что легче произнести. Если он затрудняется сказать сложное слово, то также может заменить его названием вида, и наоборот: вместо «воробей» малыш произнесет «птичка», вместо «деревья» может сказать «ёлка». Нередко в своей речи дети с ОНР 3 уровня допускают взаимное замещение признаков, например: высокий, широкий - это «большой», короткий - «маленький».

Особенности уровня развития связной речи

Особенное внимание детские специалисты уделяют развитию связной речи у детей дошкольного возраста, как монологической, так и диалогической. В начальной школе педагоги всё чаще сталкиваются с проблемой неумения школьника связно построить свой ответ, сформулировать самостоятельно высказывание. Зачастую родители, слишком увлёкшись борьбой за чистоту звукопроизношения, пропускают такой существенный аспект, как формирование умения связного повествования. И лишь побывав на консультации логопеда, начинают понимать важность такого упущения. Связные высказывания ребёнка с задержкой развития отличаются специфическим своеобразием. Малышу достаточно сложно строить сложные и развёрнутые фразы. Сюжетная линия рассказа постоянно прерывается из-за выпадения существенных смысловых элементов. Самостоятельная речевая активность заметно снижена, часто малыш затрудняется переводить слова из пассивного словаря в активный. Ребёнку с ОНР 3 уровня тяжеловато подбирать слова для описания любимых игрушек, обычно он ограничивается скупыми определениями и короткими фразами.

Особенность фонематического восприятия

Речевое развитие дошкольников с расстройствами коммуникативных функций отличается недостаточностью и несовершенством: упражнение на подбор изображения с заданным звуком в его названии такие дети выполняют с посторонней помощью, либо не могут выполнить совсем. Сложно им дифференцировать и гласные звуки в разных позициях в словах. Любые манипуляции с фонемами затруднены. Игры «Поймай звук», «Поймай слог», «Поймай слово» не вызывают у малышей интереса, так как соблюдать правила им достаточно сложно, они постоянно опаздывают и отстают от других деток-игроков, развивающихся в норме. Трудности может вызывать и простая дифференциация «гласный - согласный», поэтому ребёнок также старается избегать игр, направленных на закрепление такого умения.

Коррекция речевых патологий

После осмотра малыша детским логопедом специалист может поставить диагноз «ОНР, 3 уровень». Характеристика совокупности симптомов чётко даёт понять правильное направление коррекционного и реабилитационного воздействия, направленного на устранение нарушений речевого развития. Исправлением ситуации планирует - и должен - заниматься и дипломированный детский логопед. В первую очередь коррекционное лечение направлено на понимание и осознание речи, устранение нарушений лексики и грамматики. Немаловажное значение придаётся и правильному звукопроизношению, структурированию предложений и связных высказываний. В работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи 3 уровня, внимание уделяется также формированию умения самостоятельно строить фразовые высказывания, используемые в развёрнутой функции. Подготовке к совершенствованию письменных навыков и навыка чтения специалисты рекомендуют отводить достаточно времени после фиксации некоторой динамики коррекции речевых проблем.

Психологические проблемы детей с недоразвитием речи

Исправление речевых недостатков у детей дошкольного возраста носит, как правило, комплексный характер. Кроме логопедического воздействия, требуется ребёнку также помощь детского психолога. Из-за сложных речевых нарушений у малыша зачастую возникают также проблемы с Ему сложно сосредоточиться на задании, равно как и удержать внимание долго на одном и том же объекте. Работоспособность таких детей значительно снижена, они быстро устают от учебной деятельности. Задача психолога - организовать психологическое сопровождение малыша в период логопедической коррекции. В первую очередь следует обратить внимание на повышение уровня мотивации дошкольников с диагнозом ОНР 3 уровня к логопедическим занятиям и обучению. Немаловажным будет также организовать проведение коррекционного психологического воздействия, направленного на развитие умения концентрировать внимание, удерживать его необходимое количество времени, расширение объёма. Специалисты рекомендуют, учитывая психологические особенности детей со сложными речевыми нарушениями, занятия проводить с несколькими малышами, разделив одну группу на две или три подгруппы. Психолог может также планировать и проведение индивидуальных занятий с дошкольниками, имеющими проблемы с речью, возможно также и объединение их в подгруппы. Следует обратить также внимание на уровень самооценки ребёнка: заниженная будет препятствовать быстрой результативности из-за неверия в собственный успех и нежелания себе помочь. Именно поэтому детские специалисты и рекомендуют проводить комплексную коррекцию речевых недостатков в условиях специально организованного детского учреждения под названием «Центр развития ребёнка».

Направленность комплексного коррекционного воздействия

В результате реализации системной психолого-педагогической работы, направленной на стимулирование речевых центров малыша, развитие познавательной и волевой сфер, уровень психического и коммуникативного развития дошкольника должен показать позитивную динамику. Прежде всего это должно быть заметно в усовершенствовании умения правильно воспринимать обращённую к нему речь в соответствии с имеющимися возрастными стандартами. Следует добиваться от ребёнка максимальной правильности звукового оформления слов, передачи их структуры. Усовершенствование и развитие активной коммуникативности происходит за счёт формирования умения пользоваться предложениями разной сложности, объединять фразы в связный монолог. Простейшие навыки пересказа, как правило, также подвергаются усовершенствованию и исправляющему воздействию. ОНР (3 отличается неумением пересказывать услышанный текст, даже если он небольшого объёма. Задача педагогов на этапе коррекции - обучить такому навыку и закрепить успех. Дошкольники, развивающиеся в норме, охотно вступают в словесное взаимодействие друг с другом в виде диалога. Сформированность коммуникативной речи ребёнка с задержкой развития отличается несовершенством, поэтому формированию умения поддерживать беседу он также должен научиться в ходе проведённой с ним коррекционной работы. Педагогическое воздействие, как правило, предполагает также формирование умения формулировать самостоятельные высказывания, употребляя правильно согласовывая слова в предложениях.

Организация комплексного коррекционного воздействия

Педагогический подход к исправлению речевых недостатков современного дошкольника - процесс достаточно непростой и требует специального и структурного выполнения, особенно это касается малышей, у которых диагностировано ОНР 3 уровня. Коррекционная работа наиболее эффективно проводится в условиях специализированных дошкольных учреждений, с учётом спланированного взаимодействия всех узких детских специалистов и квалифицированных педагогов. Режим пребывания ребёнка в таком учреждении отличается щадящей организацией и коррекционной направленностью. Кроме недоразвития речи разного уровня, встречается и диагноз "дизартрия". ОНР 3 уровня зачастую при этом является сопутствующей проблемой. Педагоги, работающие с такими воспитанниками, строят коррекционную терапию с учётом патологии, делая её более структурированной и комплексной. Диагноз "дизартрия" имеет право поставить детский невролог, который учитывает заключение логопеда. Чаще всего встречается так называемая стёртая форма патологии, исправить которую немного проще и быстрее, если к коррекционному воздействию добавить также и медикаментозное лечение. Сами лекарства и дозировку назначает детский невролог или психиатр. Учреждения, в которых проводится целенаправленная специализированная коррекция недостатков коммуникативной функции малышей, как правило, имеют статус "Центр развития ребёнка". Направленность центра может быть разная: от коррекционного воздействия на детей с целью совершенствовать речь ребёнка до исправления недостатков интеллектуальной функции. Специалисты, работающие в таких учреждениях, составляют специальные программы и коррекционные маршруты для воспитанников, которые при этом несколько различаются по сложности и длительности занятий, в зависимости от уровня нарушения. Наиболее часто встречается у деток с ОНР 3 уровень. Характеристика малыша с таким отклонением учитывает все стороны нарушений, как речевых, так и психологических.

Столкнувшись с проблемой речевого расстройства у своего ребёнка, родителям не следует отчаиваться. Диагноз логопеда или даже детского невролога - это не приговор, а просто сигнал к действию. Причины возникновения коммуникативных отклонений от нормы различные, включая генетические и неврологические, и определить их природу можно только при помощи специального обследования, проведенного соответствующими специалистами. Неукоснительное следование рекомендациям, как правило, и есть залог успеха в борьбе за чистоту и правильность речи у малыша. Не стоит также становиться в позу и спорить с педагогами дошкольных учреждений, которые начинают подозревать, что у ребёнка патология под названием ОНР (3 уровень). Характеристика и описание разговорных нарушений малыша, составленная воспитателями детского учреждения, поможет специалистам быстрее разобраться со степенью и характером патологии. В свою очередь, это поможет быстро и качественно организовать и провести коррекцию имеющегося отклонения. Успех исправления недостатков коммуникативной зачастую зависит от понимания глубины проблемы и степени ответственности за её устранение самими родителями. В тесном взаимодействии со коррекционистами и педагогами, при неукоснительном исполнении всех рекомендаций и заданий, можно рассчитывать на успех и избавление малыша от подобных неприятностей. Процесс исправления и реабилитации, как правило, достаточно долгий и кропотливый, он может занимать не один месяц или год.

Необходимо набраться терпения и максимально сконцентрировать усилия на организации совместной помощи ребёнку, имеющему ОНР 3-4 уровня. Не стоит также игнорировать приём медикаментов, которые рекомендуют доктора, так как в тех случаях, когда нарушение имеет неврологическую природу, комплексная коррекционная и лекарственная терапия будут активно способствовать устранению отклонений. Это, в свою очередь, значительно упростит и ускорит процесс избавления от логопедических проблем.

Общее недоразвитие речи у детей – нарушение смысловой и звуковой (или фонетической) стороны речевой системы. Нередко оно наблюдается при таких патологиях, как алалия (в каждом случае), дизартрии и ринолаллии (иногда). При нарушениях интеллекта, слуха, задержке речевого развития детей, имеющих сниженный слух, олигофрении ОНР может выступать в качестве вторичного дефекта. Это очень важно принимать во внимание!

Как проявляется ОНР

В основном общее недоразвитие речи проявляется однообразно. Симптомы следующие:

Позднее начало речи: ребенок говорит первые слова в 3-4, а то и в 5 лет;
- речь недостаточно фонетически оформлена и аграмматична;
- ребенок понимает, что ему говорят, но не может правильно высказать собственные мысли;
- речь у детей с ОНР практически непонятна окружающим.

Кроме того, логопеды знают еще несколько симптомов проявления ОНР. Поэтому постарайтесь посещать его своевременно, чтобы как можно раньше выявить данное заболевание и скорректировать речь ребенка.

Причины ОНР

Следует сказать, что звукопроизношение, фонематический слух, грамматический строй и лексика детей с ОНР нарушены сильно. Причиной заболевания могут быть:

Токсикоз, интоксикации, инфекции у матери во время беременности;
- патология натального периода;
- травмы мозга и заболевания ЦНС в первые годы жизни;
- неблагоприятные условия обучения и воспитания;
- психическая депривация (отсутствие или лишь ограничение возможности удовлетворения жизненных потребностей);
- поражение мозга ребенка, возникшее во время беременности, родов, первого года жизни.
- некоторые другие факторы.

Выражено недоразвитие речи у детей может быть по-разному.

В зависимости от степени несформированности речи различают 4 степени ее недоразвития.

Первая степень

Дети данного уровня не разговаривают. Свои мысли и желания они выражают с помощью мимики, жестов, лепетных слов, разные предметы могут обозначать одним и тем же лепетным словом (например, «биби» - это у них , и пароход, и машина). Для них характерно использование однословных предложений, неправильное составление их конструкций, непостоянство в произношении звуков, сокращение сложных слов до 2-3 слоговых (например, слово «кровать» они могут говорить как «ават»). От детей с умственной отсталостью, которые имеют то же состояние речи, дети с ОНР первой степени отличаются тем, что имеют пассивный словарь, значительно превышающий активный. Как правило, у детей-олигофренов подобной разницы не наблюдается.

Вторая степень

К особенностям детей с ОНР второй степени относится то, что, помимо говорения лепетных слов и показывания жестов, они умеют пользоваться общеупотребительными словами. Однако речь ребенка по-прежнему бедна. Рассказ по картинкам строится примитивно, хотя и лучше, чем у детей с ОНР 1 степени. Ребенок практически не употребляет и не понимает те слова, которыми редко пользуется в быту. Не различает падеж, форму чисел и род. При произнесении слов допускает много ошибок, практически не употребляет частиц и союзов.

Третья степень

Данный уровень характерен появлением развернутой фразовой речи, хотя и не совсем правильной. Дети с общим недоразвитием речи третьей степени разговаривают с окружающими только в присутствии тех , которые могут дать соответствующие пояснения, «расшифровать» их слова. Свободное же общение затруднено. Дети с ОНР данного уровня пытаются избегать трудных для них выражений и слов, испытывают большие трудности при составлении правильных предложений, допускают ошибки при построении сложносочиненных предложений и словообразований. Могут составлять предложения по картинке.

Четвертая степень

У детей имеются лишь небольшие недостатки дифференциации звуков ([Р - Р"]). Они не способны удержать в памяти фонематический образ, а потому нередко переставляют звуки и слоги в словах, в каждом повторяют определенный слог, сокращают гласные при стечении. В некоторых случаях могут опускать слоги и добавлять звуки. Имеют небольшие сложности в речевом контакте и спонтанном проговаривании.

Общее недоразвитие речи любой степени корректируется. Поэтому очень важно своевременно обращаться к логопеду и читать различную педагогическую и психологическую литературу, в которой широко освящен вопрос образования словарного запаса и развития детей с ОНР.

Последнее время у малышей часто проявляется недоразвитие речи. Оно может проходить по-разному и в различных стадиях. В любом случае, необходима коррекционная работа с детьми, которая заключается в индивидуальной и групповой работе с детьми. Одной из самых опасных стадий является ОНР 2 уровня. Как распознать у ребенка это заболевание?

Симптомы

1 и 2 степени ОНР считаются самыми тяжелыми. В целом нарушения речи проявляются в несогласованности слов, порой отсутствию звуков и смыслов речи. Впоследствии недостатки устной речи будут проявляться в дисграфии и дислексии в школе.

Недоразвитие речи 2 степени проявляется следующими симптомами:

  • жесты, лепет;
  • порой появляются простые предложения;
  • бедность словаря, причем слова, которые знает ребенок, очень похожи по смыслу;
  • трудности с согласованностью речи, часто отсутствуют множественное число, падежи;
  • звукопроизношение искажено, ребенок подменивает звуки, нечетко их произносит.

Что может ребенок, у которого диагностируется недоразвитие речи 2 степени?

  • произносит простые слова, похожие по смыслу (муха жук, насекомые; туфи туфли, кеды, сапоги и др.), т.е. одним словом объединяются несколько понятий;
  • с трудом называет части тела, предметов, посуду, слова с уменьшительно-ласкательным значением (чаще всего такие слова отсутствуют или присутствуют в ограниченном количестве);
  • с трудом определяет признаки предмета (из чего сделан, цвет, вкус, запах);
  • составляет рассказ или пересказывает только после наводящих вопросов взрослого;
  • высказывания мало понятны, звуки искажены.

Характеристика ОНР заставляет задуматься о том, почему возникают такие нарушения. Причины, как правило, лежат в физиологической сфере и не всегда зависят от матери или ее ребенка:

  • гипоксия во время беременности или родов;
  • асфиксия;
  • конфликт резусов;
  • травмы головы.

Коррекционная работа, предстоящая логопеду и родителям малыша, очень кропотливая. Предстоит практически с нуля формировать речь по образцу. Как проводятся коррекционные занятия?

Работа с логопедом

Если к 3-4 годам речь у ребенка не формируется, необходимо посетить логопеда и невропатолога. Диагностика и характеристика ОНР проводится несколькими специалистами.

Невропатолог поможет определить причину. Если нужно лечение или дополнительная витаминизация, врач назначит препараты для стимуляции речевых центров и нервной системы в целом. Чтобы определить, какие препараты могут понадобиться малышу, необходимо будет сделать МРТ головного мозга. Однако такой анализ требуется не всегда. Порой невропатологу после беседы с мамой бывает вполне ясно, почему речь не развивается, и как можно помочь ребенку и его семье справиться с недугом.

После визита к невропатологу необходима консультация в логопедом. Если есть возможность, занятия стоит продолжать индивидуально или в специальных группах по коррекции речи. Чем будет заниматься педагог с малышом?

Общее направление будет состоять в развитии активности речи и ее понимания, формировании фраз, звукопроизношения, уточнения, как произносятся слова, употреблении лексико-грамматических форм.

Логопеду может потребоваться помощь семьи, ведь нескольких занятий в неделю может быть недостаточно для формирования речи. Логопед может продемонстрировать маме направление работы в семейном кругу. Например, для коррекции звукопроизношения нужно будет постоянно просить ребенка произнести слово нараспев, при этом все в доме должны говорить так же.

Если говорить более подробно, коррекционная работа будет состоять в следующих упражнениях:

  • Произнесение труднопроизносимых слов нараспев, протяжно, чтобы ребенок слышал все звуки и мог их повторить. Желательно, чтобы все в окружении малыша, а не только на занятиях, разговаривали именно в такой манере. Это позволит ребенку лучше улавливать звуковой состав слов.
  • Изучение слов по тематическим группам на основе изображений. Например, логопед показывает ребенку картинки домашних животных и четко их называет, заставляя малыша повторять названия. Так ребенок постепенно начинает систематизировать явления и предметы окружающего мира.
  • Сравнение одинаковых грамматических форм разных слов, принадлежащих одной части речи. Например, мы катались: на санках, на машине, на горке и т.д.
  • То же самое производится с формами глаголов: Коля писал - Коля пишет - Коля напишет.
  • Отработка изменений существительных по числам. Педагог показывает изображения предметов в единственном и множественном числах, называет их и просит малыша показать.
  • Отдельно проводится работа с предлогами. Логопед подставляет их в похожие по строению фразы, например: идет в лес, в гости, в гору и т.д.
  • Работа по различению звонких и глухих звуков, различению их в речи.
  • Определение звука в слове на слух для развития фонематического слуха.

Лучше всего, если занятия с детьми, имеющими недоразвитие речи 2 степени, будут проходить индивидуально с логопедом. О не стоит отказывать малышам в общении с другими детьми, которое для них чрезвычайно важно. В этом общении будет формироваться речь, стремление построить фразу и донести информацию другим детям.

Известно, что ребенок совершенно по-разному общается со взрослыми и со своими сверстниками. С последними он ощущает себя свободнее, у него совпадают с ними интересы. Если ваш малыш с ОНР не посещает детский сад, причина неразвитости речи может крыться в том числе в недостатке общения. Постарайтесь записать ребенка в группу развития, детский клуб, где стараются всесторонне развивать детей. Здесь появится круг общения, а художественное восприятие мира, песни, физические нагрузки создадут оптимальную среду для совершенствования речи.

Прогноз

Спрогнозировать, как пойдет развитие речи у малыша, очень сложно. Многое зависит от степени развития болезни и причины, которая ее спровоцировала.

Начинать работу надо как можно раньше. Уже в три года, если малыш не говорит, или произносит нечленораздельные звуки, родителям должно быть ясно, что надо отправляться на прием к невропатологу. Без конкретного диагноза и медикаментозного лечения даже интенсивные занятия с логопедом могут быть бессильными.

Если все необходимые меры приняты, и ОНР не запущено, есть надежда, ребенок начнет говорить. Однако дальнейшее его обучение в массовой школе становится невозможным. Родителям придется либо обучать его на дому, либо отдавать в специализированное учебное заведение для деток с проблемами речи.

Многое зависит от темперамента и общительности малыша. Во многом они определяют, насколько он приживется в школьном коллективе, найдет общий язык со сверстниками, как к нему будут относиться учителя.

Коррекционная работа с детьми, имеющими недоразвитие речи 2 степени, должна производиться исключительно специалистом. Родителям не нужно вмешиваться в процесс или пытаться решить проблему самостоятельно. Тем более страшно пускать проблем на самотек. Малышу необходима квалифицированная помощь, иначе в будущем у него будут проблемы с контактами.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это определение, объединяющее в себе все виды нарушений речи, не связанные со снижением слуха или интеллекта. Сюда входят различные виды дизартрии (нарушения фонетики), сложности со смысловым восприятием или воспроизведением, в том числе с письменной речью. Степень ОНР может быть разной, от полного отсутствия речи до незначительных отклонений.

Диагностируют ОНР обычно в возрасте 3 лет, когда здоровый ребенок уже должен активно пользоваться речью. Если этого не происходит, проводится тщательное обследование, позволяющее выявить причины отсутствия речи.

Причины ОНР

Недоразвитие речи может быть связано с биологическими или социальными причинами. К биологическим относятся различные внутриутробные воздействия, в том числе гипоксия плода, резус-конфликт, натальные травмы, патология постнатального периода (желтуха новорожденных , инфекции, травмы). Для формирования речи очень важно состояние центральной нервной системы, которая может значительно страдать при гипоксии, асфиксии, травматических повреждениях черепа. Причины ОНР могут быть органическими, если речь идет о проблемах с ЦНС в прошлом, то говорят об ОНР на резидуальном фоне.

К социальным факторам относится недостаточное внимание к ребенку (часто в детских домах), воспитание его глухонемыми родственниками и другие обстоятельства, мешающие нормальному формированию речи.

Классификация ОНР у детей

В зависимости от степени нарушений выделяют 4 уровня ОНР:

  • ОНР 1 уровня: речь отсутствует, ребенок произносит различные звуки, сопровождая их жестами, но понять их практически невозможно.
  • ОНР 2 уровня: в речи присутствуют измененные слова, смысл которых можно понять. Отмечается отставание речевого развития от возрастных норм.
  • ОНР 3 уровня: ребенок строит фразы, но в его речи присутствуют элементы недоразвития, затрудняющие общение. Родители обычно привыкают и понимают речь ребенка, но незнакомому человеку она кажется неразборчивой.
  • ОНР 4 уровня: речь вполне правильная и понятная, но в ней присутствуют лексические или артикуляционные ошибки. Ребенок может путать близкие по значению слова, предложения не всегда согласованы, в словах он может переставлять слоги, звуки, делать пропуски.

Симптомы ОНР

  • Речь формируется позднее, чем у здоровых детей . В норме первые слова ребенок начинает говорить до года, а при ОНР – в 3-4, а иногда и в 5 лет.
  • Ребенок может хорошо понимать речь других, но не в состоянии выразить собственные мысли.

Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу . Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.

Лучшие врачи по лечению общего недоразвития речи

8.2 3 отзывов

Дефектолог Логопед

Володина Софья Сергеевна Стаж 6 лет 8.2 1 отзыва

Логопед

Грицкова Татьяна Вячеславовна Стаж 4 года 8.6 2 отзывов

Логопед Врач высшей категории

Филаткина Мария Михайловна Стаж 24 года 9.2 2 отзывов

Дефектолог Логопед Врач высшей категории

Тисовская Юлия Александровна Стаж 22 года 8.6

Логопед

Каченовская Татьяна Игоревна Стаж 22 года 8.9 10 отзывов

Нейропсихолог Логопед

Ильичева Алина Николаевна Стаж 12 лет 8

Логопед

Михайлова Татьяна Алексеевна Стаж 10 лет 8

Дефектолог Логопед Врач высшей категории

Харитонова Елена Анатольевна Стаж 5 лет 9.5 316 отзывов

Психолог Логопед

Кузнецова Галина Викторовна Стаж 30 лет Кандидат психологических наук 8.8 9 отзывов

Логопед Дефектолог Врач высшей категории

Денисова Нелли Евгеньевна Стаж 36 лет

Диагностика

Обследование детей с ОНР

Общее недоразвитие речи у ребенка диагностирует врач - логопед , имеющий специальную подготовку для работы с такими детьми, обязательно назначается консультация невролога . Направление к этим специалистам должен дать педиатр , который оценивает развитие речи во время плановых осмотров ребенка.

Существуют специальные методики для оценки развития речи. Ребенка могут попросить составить рассказ по картинке, пересказать какой-то сюжет. Оценивается произношение слов, построение фраз. После проведения обследования логопед формулирует заключение, в котором прописывается степень ОНР и ее проявления.

Очень важно различать ОНР и ЗРР (задержку речевого развития), при которой темп развития речи отстает от нормального, но других нарушений не отмечается.

Дети с ОНР в детском саду должны посещать специальную логопедическую группу, если такая возможность существует. Если нет, то рекомендуются индивидуальные занятия с логопедом . Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста без своевременной коррекции может вызвать серьезные сложности с обучением и дальнейшей социальной адаптацией.

Лечение общего недоразвития речи

Главная цель лечения детей с ОНР – это развитие у них связной речи. Разработаны многочисленные методики, направленные на улучшение артикуляции, тренировку памяти, внимания, выработку правильных речевых навыков. Некоторые из них утверждены Министерством образования и рекомендованы к широкому использованию в дошкольных и школьных учреждениях.

Коррекционная программа для детей с ОНР Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В. предназначена для детей 5-7 лет и на сегодняшний день наиболее часто используется в детских садах. Она предусматривает два вида занятий: формирование связной речи у детей с ОНР и формирование произношения. Постепенно соотношение их меняется в сторону преобладания лексико-грамматических занятий, так как фонетика исправляется быстрее. В программе подробно прописаны упражнения для детей с ОНР в зависимости от степени нарушений и их особенностей. Занятия обязательно должны проводиться систематически, иначе результата от них не будет.

Программа для детей с ОНР Нищевой Н.В. также предназначена для дошкольных учреждений и предусматривает план коррекционно-развивающей работы с детьми 5-7 лет. Ее главные принципы – природосообразность и систематичность обучения с постепенным увеличением темпов и интенсивности, что позволяет обеспечить максимально эффективную и естественную коррекцию.

Логопедия имеет утвержденный набор документов, которые врачи используют в работе с детьми при ОНР. Например, на каждого ребенка с ОНР заполняется речевая карта, в которой фиксируются результаты первичного логопедического осмотра перед началом лечения и изменения показателей в динамике.

Важное значение, особенно при ОНР с дизартрическим компонентом, имеет логопедический массаж. Методику его выполнения в каждом случае подбирает врач, а делать массаж можно в домашних условиях. Частота выполнения массажа – 2-3 раза в неделю. Этого достаточно для достижения нужного эффекта, и такая частота не приводит к раздражению рецепторов языка.

Медикаментозная терапия при ОНР направлена на улучшение работы головного мозга. Назначаются препараты, стимулирующие мозговое кровообращение и трофику нервной ткани (ноотропил, фенибут, циннарезин, витамины группы В).

Прогноз при ОНР

Прогноз в отношении развития речи полностью зависит от степени расстройств и проводимого лечения. Общее недоразвитие речи 4 уровня (нерезко выраженное) достаточно легко корректируется, такие дети могут обучаться в обычных классах, не испытывая особых сложностей. Общее недоразвитие речи 3 уровня – показание для посещения логопедической группы и класса коррекции, так как у ребенка в обычной школе возникают сложности с социальной адаптацией и обучением. При активно проводимой коррекции прогноз при ОНР 3 степени может быть вполне благоприятным.

Обучение детей с общим недоразвитием речи 1-2 степени проводится в специальных учебных учреждениях, так как лечение и адаптация их требуют значительных усилий со стороны квалифицированных специалистов.

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

Похожие статьи