Практический материал по развитию зрительного восприятия. Задания и приёмы по коррекции оптической дисграфии у умственно отсталых младших школьников Скачать упражнения для определения зрительного образа буквы

Презентация подготовлена для родителей детей подготовительной группы детского сада и педагогов. На слайдах представлены задания и упражнения для формирования зрительного образа буквы. Материал может быть использован учителями-логопедами на родительских встречах и консультациях, на педагогических советах.

При обучении детей письму в школе могут возникнуть специфические логопедические ошибки, которые выражаются в зеркальном написании букв. В русском языке 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности:

Б В Г Д Е Ё З И Й К Л Р С У Ц Ч Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Прежде чем приступить к работе по различению правильной буквы и её зеркального двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развить у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги. Дети должны чётко усвоить понятия «верх», «низ», «право», «лево». Для решения этих задач предлагаются следующие игры и упражнения.

«Волшебный квадрат»

В центре сетки находится фишка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах данного поля. Начало отсчёта всегда ведётся только от центра. Например, даётся команда: вверх – вправо. Ребёнок передвигает свою фишку по листу бумаги, отмечая, где она остановилась. В данном примере это – правый верхний квадрат. Постепенно ускоряется темп и увеличивается количество перемещений от 2 – 3 до 8 – 10. Для усложнения игры ребёнку предлагается не двигать рукой фишку, а мысленно представлять её перемещение, глядя на таблицу. На следующем этапе ребёнок с закрытыми глазами определяет путь фишки и отвечает, где она остановилась.

В результате этой игры легко усваиваются понятия «верх», «низ», «право», «лево», а также дети запоминают названия квадратов:

1 – центральный квадрат;
2 – правый центральный квадрат;
3 — левый центральный квадрат;
4 – верхний центральный квадрат;
5 – нижний центральный квадрат;
6 – правый верхний квадрат;
7 – правый нижний квадрат;
8 – левый верхний квадрат;
9 — левый нижний квадрат.

Диктанты для рисования орнаментов и букв.

Например, поставить точку на листе бумаги в клетку и от неё вести карандашом линии по клеточкам под диктовку:
5 клеток — вниз — , 1- вправо, 4 – вверх, 2 – вправо, 1 – вверх, 3 – влево.

Если нет ошибок, то получится буква «Г», которую дети штрихуют. Подобным образом дети могут написать под диктовку любую букву.

Найти недостающие элементы буквы.

Какая буква «сломалась»?

Нахождение букв в геометрических фигурах.

Например, в приведённом квадрате предлагается отыскать спрятавшиеся буквы: У,И,М,П и т.д. Параллельно можно выложить контур буквы из палочек.

Предъявление букв разного шрифта.

Печатные, прописные, строчные, стилизованные.

Демонстрация букв в разном положении.

Поиск букв, наложенных друг на друга (одна на фоне другой).

Реконструирование букв.

Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку.

Определение букв, которые можно выложить из 2,3,4 палочек.

Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.

Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой.

На что похожа буква?
А – антенна, стремянка;
У – уши, сучок, вешалка.

Определение буквы (геометрической фигуры), «написанной» пальцем на спине, на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами).

Ощупывание объёмных букв закрытыми глазами.

Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены её элементы.

Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так ложные (зеркальные) буквы.

Cоставитель:
Зезюлина Светлана Владимировна,
учитель-логопед высшей категории,
МБДОУ № 26 ДС «Жемчужинка»
города Смоленска

Наверное, каждому человеку, будь то ученик, студент или офисный работник, приходилось сталкиваться с усталостью глаз. Неприятное жжение, чувство сухости, покраснения, слезоточивость - все это следствие , чтения или прочей утомительной для наших органов зрения деятельности. Для того чтобы снизить нагрузку на глаза, следует грамотно обустраивать свое рабочее место, обращая особое внимание на степень и яркость освещения. Кроме того, рекомендуется соблюдать некоторые правила, например, не читать в лежачем положении и не садиться слишком близко к экрану телевизора/ноутбука. Ежедневная разминка также поможет сохранить . Это позволит не только снять усталость и ненадолго отвлечься, но и предупредить постепенное ухудшение зрения. Разминку для глаз рекомендуется проводить как в перерывах между работой или чтением, так и в любое свободное время. Она займет не более 10-15 минут. Но это время будет бесценным для здоровья Ваших глаз. Итак, приступим к разминке!

Каждый из нас хотя бы раз в жизни проходил проверку остроты зрения при помощи таблиц у окулиста или в режиме онлайн. Несмотря на появление современных технологий обследования, такой простой инструмент диагностики по-прежнему остается популярным среди офтальмологов. В соответствии с медицинской терминологией под остротой зрения понимается способность глаза хорошо различать две точки, минимально удаленные друг от друга. Результат хороший, если человек видит их с угловым разрешением, равным одной минуте. Такое зрение считается 100 %, или говорят, что V=1.0. Что же используют, чтобы точно проверить, насколько хорошо видит человек?

Какие бывают таблицы

Это наиболее известный инструмент для диагностики глаз. Данная таблица, по которой проверяют зрение большинство окулистов, состоит из 12 строк с буквами алфавита. Размер символов в каждой строке уменьшается сверху вниз. С левой стороны литерой «D» отмечено расстояние, с которого человек с нормальным зрением должен различать имеющиеся знаки. Оно составляет 2,5 метров для нижнего ряда и 5 - для верхнего. Чтобы точно проверить зрение по таблице, необходимо знать, какие символы в ней использованы. Справа буквой «V» обозначена величина в условных единицах, показывающая остроту при чтении символов с расстояния 5 метров (2,0 - если различим нижний ряд; 0,1 - если человек видит только верхний ряд). Зрение считается нормальным (1,0), если человек каждым глазом видит десятую строку при D=5,0.

Это прародительница инструмента диагностики зрения Сивцева, используемая в англоязычных странах. Таблица состоит из 11 строк. Наверху расположена одна большая прописная буква. Размер остальных построчно уменьшается сверху вниз. Проверка осуществляется на расстоянии 6 метров. Остроту зрения в англоязычных странах принято обозначать в виде простой дроби Снеллена. При этом в числителе указывается количество футов до таблицы, а в знаменателе — расстояние, с которого человек с нормальной остротой зрения может прочитать символы.

Таблица Орловой. Данный инструмент для диагностики остроты зрения по своему принципу напоминает предыдущие. Но ее используют для проверки зрения у детей , не умеющих читать. Именно поэтому вместо букв подобная таблица окулиста для проверки зрения содержит различные изображения. Размер строк с картинками уменьшается сверху вниз. Острота определяется так же, как и в инструменте для проверки зрения Сивцева. Нормой считается, когда ребенок видит десятую строку с расстояния 5 метров каждым глазом. Если он не распознает символы верхнего ряда с указанной дистанции, то его начинают приближать к таблице и каждые 0,5 метров спрашивать, видит ли он знаки. Так продолжают проверять до тех пор, пока ребенок не назовет правильно картинки верхнего ряда.

Таблица Головина. Данный инструмент для диагностики глаз состоит из стандартного набора оптотипов. Подобные таблицы остроты зрения содержат комбинации равных по высоте и ширине колец с разрывами. Нормой считается, когда человек способен различить две удаленные точки с угловым разрешением, равным одной минуте. Стандартная таблица для проверки зрения Головина содержит оптотипы для определения остроты с расстояния 5 метров. При этом первые 10 строк различаются шагом в 0.1, следующие два ряда - в 0.5 и дополнительные три ряда - в 1.0. На поле также имеются две колонки. С левой стороны буквой D отмечена дистанция, с которой глаз со 100 % зрением различает указанный символ. Литера V, расположенная справа, обозначает фактическую остроту, если человек читает данный ряд с расстояния 5 метров. Подобная таблица может быть представлена как отдельно, так и в сочетании с инструментом для проверки остроты зрения Сивцева.

В Интернете Вы можете пройти проверку остроты зрения в режиме онлайн, но нужно помнить, что, какую бы таблицу Вы ни выбрали, это не заменит классической диагностики.

Основные ключевые направления: таблица для проверки зрения у детей, таблица Орловой, таблица Головина, как проверить остроту зрения, на каком расстоянии проверяется зрение, как называется таблица для проверки зрения у окулиста, как запомнить, как называется таблица для проверки зрения у окулиста

Формирование предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с речевой патологией

Ванифатьева Н.В. – учитель-логопед МДОУ д/с № 36 «Якорек»

Соколова Л.А. – заведующий МДОУ д/с № 36 «Якорек»

Слободенюк Е.В. – зам.зав. по ВМР МДОУ д/с № 36 «Якорек»
Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающимися являются оптические дислексия и дисграфия. Данные нарушения могут являться результатом действия различных вредоносных факторов в пре- и постнатальный период развития плода и ребенка, что может привести к задержке в формировании определенных функциональных систем, участвующих в обеспечении процессов чтения и письма.

Одной из наиболее распространенных причин оптической патологии письменной речи является наследственная предрасположенность, в результате которой ребенок, по мнению Л.С. Цветковой, наследует качественную незрелость клеток теменно-височно-затылочных и премоторно-лобных отделов коры головного мозга. Трудности становления процесса латерализации также могут стать причиной возникновения оптических дислексий и дисграфий. Несформированная в срок, а также перекрестно сложившаяся латералита обнаруживает, что не установилась доминантная роль одного из больших полушарий мозга, следовательно, четко не определена ведущая рука, что приводит к нарушению анализа пространства. В результате дети не овладевают системой абстрактных пространственных обозначений (правый, левый, справа, слева и т.д.), путаются в симметричных сторонах пространства, окончательно не усваивают пространственные понятия. В итоге недостаточно сформированными являются пространственное восприятие, ориентировки и представления.

А.Н. Корнев (1997), Р.И. Лалаева (1999), И.Н. Садовникова (1995), М.Е. Хватцев (1996) и другие, среди механизмов оптических нарушений письменной речи выделяют недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, оптико-пространственного восприятия и представлений, зрительно-моторной координации, недостаточную сформированность зрительного внимания и памяти.

У детей с нарушением речи неполноценная речевая деятельность оказывает влияние на формирование таких психических процессов, как восприятие, внимание, память. Несформированность основных предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с нарушением речи , может быть выявлена еще в дошкольном возрасте, а проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие этих расстройств или же резко снизит степень их выраженности.

Предположить возникновение у дошкольников с нарушением речи оптических сложностей при чтении, на письме возможно по следующим характерным трудностям:

1 – более длительный процесс усвоения ребенком представления о цвете и форме предметов;

2 – трудности дифференциации оттеночных цветов и их словесного обозначения;

3 – трудности восприятия и узнавания силуэтных изображений предметов, а также дифференциация предметов по внешнему схожеству;

4 – трудности узнавания контурных изображений предметов наложенных друг на друга;

5 – испытывает сложности при нахождении всех различий в изображениях предметов;

6 – не всегда узнают и припоминают ранее виденные изображения предметов, сюжетные картинки;

7 – запаздывание сроков становления ориентирования в собственном теле;

8 – трудности в расположении предметов в пространстве, по образу и по словесной инструкции;

9 – сложности в определении пространственного положения частей предметов и изображений;

6 – при чтении, замены звуков изображающие графически сходные буквы.

При печатании букв на занятиях или самостоятельно, дети могут не дописать элементы, изобразить буквы зеркально или же пропустить букву в том случае, если не подберут для него графического символа.

Исходя из перечисленных механизмов оптически грамотной письменной речи, можно определить направления коррекционно-профилактической работы.

Коррекционно-профилактическую работу целесообразно разделить на два периода. В подготовительный период осуществляется формирование основных предпосылок, лежащих в основе оптически грамотного чтения и письма. В этот период ведущая роль отводится воспитателю. На своих занятиях воспитатель проводит упражнения для развития зрительного гнозиса, зрительно-моторной памяти и координации, пространственных представлений, тонкокоординированнных движений рук. В основной период на логопедических занятиях по обучению грамоте ведется работа по автоматизации и дифференциации графически сходных букв печатного шрифта. Закрепление данных умений проводится воспитателем и родителями. Воспитатель закрепляет эти умения на подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми, а родители, уточняют эти навыки дома с детьми по домашним тетрадям логопеда.

Содержание основных направлений логопедической работы по профилактике оптических дислексий и дисграфий у дошкольников с речевой патологией:
Подготовительный период
1. Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) на материале предметов. Были составлены наглядные материалы по лексическим темам. По каждой теме, изображения систематизировались в следующем порядке:

Цветное изображение предметов;

Силуэтное изображение;

Контурное изображение;

Пунктирное изображение;

Недорисованное изображение;

Наложенные изображения друг на друга.

Эти журналы могут использоваться на занятиях воспитателя по развитию речи, логопедических занятиях и индивидуальных.

2. Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания.

3. Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти.

4. Формирование пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений.

5. Формирование временных ориентировок и представлений.

6. Развитие зрительно-моторной координации.

7. Развитие тонкокоординированных движений рук.
Основной период
Цель: сформировать у детей обобщенный образ буквы и автоматизировать данный навык на различном графическом материале.

Этапы работы:

1. Развитие буквенного гнозиса, анализа и синтеза.

2. Автоматизация смешиваемых букв.

3. Дифференциация смешиваемых букв.

Направления работы:

1. Формирование навыка нахождения букв среди не буквенных изображений.

2. Формирование навыка узнавания букв, написанных стилизованно.

3. Формирование навыка узнавания букв, начертанных разными шрифтами.

4. Формирование навыка нахождения букв в сюжетных изображениях.

5. Формирование навыка узнавания пунктирно изображенных букв.

6. Формирование навыка узнавания букв в условиях графического зашумления.

7. Формирование навыка узнавания букв перевернутых в пространстве.

8. Формирование навыка узнавания букв, спрятанных в изображениях предметов.

9. Формирование навыка узнавания букв в условиях наложения.

10. Формирование навыка узнавания недописанных букв.

11. Формирование навыка дифференциации оптически сходных букв.

12. Формирование навыка узнавания правильно и неправильно написанных букв.

13. Формирование навыка конструирования и реконструирования букв из элементов.

Кроме того, предлагается перечень стихов, описывающих графический образ буквы и простое положение буквы. Стихи рекомендовано использовать на этапе знакомства с буквой для формирования обобщенных представлений о графическом знаке.

Направления реализуются в ходе занятий по обучению грамоте, индивидуальных логопедических занятий, на занятиях воспитателей логопедических групп.

Разработанный наглядный материал по формированию каждого из перечисленного направления, систематизирован от простого к сложному.

На каждом графическом материале возможны варианты различных заданий. Последовательность букв соответствует требованиям программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием».

При оформлении наглядного материала учитывалась его доступность восприятию детей, эстетичность, возможность многопланового использования.

Задание № 1. «Нахождение букв, среди не буквенных изображений».
Материал: (графический материал листы № 1-7).

Возможные инструкции:

Посмотри и найди среди знаков букву (листы № 1-2).

Посмотри и найди среди знаков буквы (листы № 3-7).

Назови эту букву.

Найди эти буквы среди букв алфавита.

Закрой буквой из разрезной азбуки.
Задание № 2. «Узнавание букв, написанных стилизованно».
Материал: (графический материал листы № 8-21).

Возможные инструкции:

Посмотри и назови, на какую букву похоже это изображение (листы № 8-19).

Закрой веселое изображение буквой из разрезной азбуки.

- Покажи все буквы , похожие на (логопед указывает на необходимую букву) (листы № 13-16).

Посмотри и назови, на какую букву похоже это пунктирное изображение (листы № 17-19).

Найди такую же букву, среди букв алфавита.

Найди одинаково изображенные буквы, но отличающиеся по величине. Назови эти буквы (листы № 20-21).

Найди такую же букву, среди букв алфавита.

Посмотри и назови изображение: (листы № 8-15).

В левом верхнем углу

В правом верхнем углу

В левом нижнем углу

В правом нижнем углу.

Найди такую же букву, среди букв алфавита.

Посмотри и назови изображения: (листы № 8-15).

В первой строчке

Во второй строчке

В третьей строчке.

Посмотри и назови пунктирные изображения: (листы № 17-19).

Закрой их буквами из разрезной азбуки.

Посмотри и назови изображения: (листы № 8-10).

Во втором столбике

В третьем столбике

В четвертом столбике.

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Закрой их буквами из разрезной азбуки.
Задание № 3. «Узнавание букв, начертанных разными шрифтами».
Материал: (графический материал листы № 22-34).

Возможные инструкции:

Посмотри и назови, на какую букву похоже это изображение (листы № 22-34).

Найди такую же букву, среди букв алфавита.

Закрой это изображение буквами из разрезной азбуки.

Посмотри и назови букву:

В левом верхнем углу

В правом верхнем углу

В левом нижнем углу

В правом нижнем углу.

Найди эту букву, среди букв алфавита.

Закрой их буквами из разрезной азбуки.

Посмотри и назови буквы:

В верхней (первой) строчке

В нижней (второй) строчке.

Закрой их буквами из разрезной азбуки.
Задание № 4. «Чтение слов, состоящих из букв изображенных стилизованно и разными шрифтами».
Материал: (графический материал листы № 35-39).

Возможные инструкции:

Посмотри и назови, на какие буквы похожи эти изображения. Прочитай слово.

Составь слово из букв разрезной азбуки.

Составь из слов разрезной азбуки фразу. Прочитай её.
Задание № 5. «Нахождение букв в сюжетных изображениях».
Материал: (графический материал листы № 40-53).

Возможные инструкции:

Посмотри и назови, какие буквы спрятались в картинках (листы № 40-48).

Покажи все буквы. Сосчитай, сколько букв (А и др.) ты увидел?

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Посмотри, найди и назови, какие буквы спрятались «на дне моря»? (Л, М, Н, Р) (лист № 49).

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Посмотри, найди и назови, какие буквы спрятались в « лесной чаще»? (Х, Ц, Ч, Щ) (лист № 50).

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Посмотри, найди и назови, какие буквы спрятались в «пещере»? (Б, П, В, Ф, Г, К, Д, Т, З, С, Ш, Ж) (лист № 51).

Посмотри, найди и назови все буквы, которые ты увидел на картинке? (листы № 52-53).

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.
Задание № 6. «Узнавание пунктирно изображенных букв».
Материал: (графический материал листы № 54-59).

Возможные инструкции:

Посмотри и назови буквы.

Найди такую же букву, среди букв алфавита.

Закрой пунктирное изображение буквой из разрезной азбуки.

Покажи букву, которую я назову (постепенно логопед увеличивает количество называемых букв).

Назови букву, которую я покажу (постепенно логопед увеличивает количество букв).

Посмотри и назови буквы:

В первой строчке листы № 56-59

Во второй строчке

В третьей строчке. листы № 54-55

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Закрой их буквами из разрезной азбуки.

Посмотри и назови буквы:

В первом столбике (сверху – вниз, снизу – вверх)

Во втором столбике

В третьем столбике

В четвертом столбике

В пятом столбике.

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Закрой их буквами из разрезной азбуки.
Задание № 7. «Узнавание букв в условиях графического зашумления».
Материал: (графический материал листы № 60-80).

Возможные инструкции:

Посмотри, буква спряталась. Какая буква спряталась?

Назови эту букву. Найди, среди букв разрезной азбуки.

Покажи, где спряталась буква … ((А) логопед называет определенную букву, постепенно увеличивая число букв).

В верхней (первой) строчке

В нижней (второй) строчке.

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Закрой их буквами из разрезной азбуки.

Назови, какие буквы спрятались:

В первом столбике (сверху – вниз, снизу – вверх)

Во втором столбике

В третьем столбике

В четвертом столбике

В пятом столбике.

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Закрой их буквами из разрезной азбуки.

Назови, какая буква спряталась:

В верхнем левом углу

В нижнем левом углу

В верхнем правом углу

В нижнем правом углу.

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Закрой их буквами из разрезной азбуки.
Задание № 8. «Узнавание букв перевернутых в пространстве».
Материал: (графический материал листы № 81-88).

Возможные инструкции:

Посмотри на букву и найди такую же, среди букв алфавита. Назови букву. Чем отличаются буквы?

Закрой их буквами из разрезной азбуки.

Покажи букву, которую я назову (постепенно логопед увеличивает количество называемых букв).

Назови букву, которую я покажу (постепенно логопед увеличивает количество букв).
Задание № 9. «Узнавание букв, спрятанных в изображениях предметов».
Материал: (графический материал листы № 89-92).

Возможные инструкции:

Посмотри и назови, какие буквы ты видишь в картинках?

Найди буквы в картинках:

В верхней (первой) строчке

В нижней (второй) строчке.

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Закрой их буквами из разрезной азбуки.
Задание № 10. «Узнавание букв в условиях наложения».
Материал: (графический материал листы № 93-119).

Возможные инструкции:

Посмотри и назови, какие буквы ты видишь (листы № 93-102).

Найди эти буквы, среди букв алфавита.

Посмотри, буквы соединились , имеют 1 общий элемент.

Разъедини их (листы № 103-110).

Найди эти буквы, среди букв разрезной азбуки.

Посмотри, буквы соединились, имеют 2 общих элемента.

Разъедини их (листы № 111-115).

Найди эти буквы, среди букв разрезной азбуки.

Посмотри, много букв соединились (листы № 116-119).

Помоги разъединить их.

Найди эти буквы, среди букв алфавита.

Можно работать с парой детей, кто быстрее и больше назовет букв (соревновательный момент).

Назови буквы по строчкам.

Назови буквы по столбикам (листы № 111-119).

Задание № 11. «Узнавание недописанных букв».
Материал: (графический материал листы № 120-146).

Возможные инструкции:

Посмотри, здесь одна и та же буква недописана (листы № 120-133).

Узнай, какая это буква.

Найди её, среди букв разрезной азбуки.

Допиши букву.

Посмотри, какая буква недописана (листы № 120-133).

Сложи её из элементов (по усмотрению логопеда, если ребенок затрудняется) + описание пространственного положения элементов букв. Назови элементы буквы. Как они (элементы) расположены в пространстве.

Допиши буквы в словах и прочитай получившиеся слова (листы № 134-135).

Составь эти слова из букв разрезной азбуки и прочитай их.

Посмотри, половина буквы закрыта белым листом (листы № 136-146).

Подумай и назови всю букву.

Найди эту букву, среди букв разрезной азбуки.

Посмотри и назови букву: (листы № 120-133).

В первой строчке

Во второй строчке

В третьей строчке.

Найди её, среди букв алфавита.

Посмотри и назови буквы: (листы № 136-146).

В первом столбике

Во втором столбике

В левом верхнем углу

В левом нижнем углу

В правом верхнем углу

В правом нижнем углу.

Найди эти буквы, среди букв разрезной азбуки.
Задание № 12. «Дифференциация оптически сходных букв».
Материал: (графический материал листы № 147-149).

Возможные инструкции:

Посмотри и назови буквы парами.

Найди каждую букву, среди букв алфавита.

Выложи из букв разрезной азбуки такую же.

Последовательность букв.

Покажи и назови, сначала 1. потом 2 букву.

Покажи и назови, сначала 2, потом 1 букву.

Чем похожи и чем отличаются буквы?

Прочитай буквы парами:

В первом столбике (сверху – вниз, снизу – вверх)

Во втором столбике

В третьем столбике

В четвертом столбике.

Прочитай буквы парами:

В первой строчке

Во второй строчке

В третьей строчке

В четвертой строчке.

Прочитай пару букв:

В правом верхнем углу

В правом нижнем углу

В левом верхнем углу

В левом нижнем углу.

Найди эти буквы, среди букв разрезной азбуки.
Задание № 13. «Узнавание правильно и неправильно написанных букв».
Материал: (графический материал листы № 150-152).

Возможные инструкции:

Написана пара букв, одна из букв написана неправильно, так не должна писаться.

Закрой фишками все неправильно написанные буквы.

Найди оставшиеся буквы, среди букв алфавита.

Назови все правильно написанные буквы.

В первом столбике (сверху – вниз, снизу – вверх)

Во втором столбике

В третьем столбике

В четвертом столбике.

Покажи и назови все правильно написанные буквы:

В первой строчке

Во второй строчке

В третьей строчке

В четвертой строчке.
Задание № 14. «Конструирование и реконструирование букв из элементов».
Материал: (4 конверта с элементами букв).

Возможные инструкции:

Из этих элементов можно сложить буквы: Б В З Р Ф Ъ Ы Ь Я (конверт № 1).

Найди эти буквы, среди букв разрезной азбуки.

Из этих элементов можно сложить буквы: А Д Ж К Л Х У Ч (конверт № 2).

Найди эти буквы, среди букв алфавита.

Из этих элементов можно сложить буквы: О С Э Ю (конверт № 3).

Найди эти буквы, среди букв разрезной азбуки.

Из этих элементов можно сложить буквы: Е Ё И Й М Н П Т Ш Щ Ц (конверт № 4).

Найди эти буквы, среди букв алфавита.

Сложи из элементов букву (логопед называет определенные буквы).

Сделать из одной буквы другую:


Б - В

Б - Ы

К - Ж

Щ - Ц

Ш - Щ

Г - Б

Р - В

Т - П

Ы - Я

Г - П

Б - Ь

З - В

П - Н

Л - Д

Ц - П

Б - Ъ

Ф - Р

Н - И

С - Э

Ж - Х

Задание № 15. «Перечень стихотворений, описывающих графический образ буквы и её простое положение».
Материал: (графический материал листы № 153-160).

Возможные инструкции:

Прослушай стихотворение про букву и выложи её из палочек (элементов).

Заучивание одного из трех стихотворений про букву.
Использованная литература
1. Альманах «Почитайка».

2. Баранова Е.Е., Разумовская О.К. Как научить вашего ребенка читать. – М.: «Грамотей», 2002.

3. Волина В.В. Праздник букваря. М.: «АСТ-ПРЕСС», 1996. – 384 с.

4. Журнал «Веселые картинки».

5. Заходер Б.В. Стихи и сказки. – М.: Детская литература, 1988.

6. Игралочка.

7. Ковшиков В.А. Стихи про печатные и рукописные буквы.

8. Куликовская Т.А. Мастерская букв. – М.: ООО «Издательство ГНОМ «Д», 1997.

9. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 1998.

11. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997.

12. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997.

14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН.

Разделы: Работа с дошкольниками

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования к системе образования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.

При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.

Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям.

Внимание является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности. По мнению П.Я. Гальперина, “внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности.

Внимание не имеет своего отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует.

Внимание – это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, явлении).

Выделяют следующие формы проявления внимания:

  • сенсорное (перцептивное);
  • интеллектуальное (мыслительное);
  • моторное (двигательное).

Основными функциями внимания являются:

  • активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов;
  • целенаправленный организованный отбор поступающей информации (основная селективная функция внимания);
  • удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;
  • обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте;
  • регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание состоит в том, что известное представление или ощущение занимает господствующее место в сознании, вытесняя другие. Эта большая степень сознаваемости данного впечатления и есть основной факт, или эффект внимания. Как следствие возникают некоторые второстепенные эффекты, а именно:

  • аналитический эффект внимания – данное представление становится детальнее, в нем мы замечаем больше подробностей;
  • фиксирующий эффект – представление делается устойчивее в сознании, не так легко исчезает;
  • усиливающий эффект – впечатление, по крайней мере в большинстве случаев, делается сильнее: благодаря включению внимания слабый звук кажется несколько громче.

Принципы проведения коррекционно-развивающей работы

Принципы построения коррекционных программ определяют стратегию, тактику их разработки, т.е. определяют цели, задачи коррекции, методы и средства психологического воздействия.

  • системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
  • единства диагностики и коррекции;
  • приоритетности коррекции причинного типа;
  • деятельностный принцип коррекции;
  • учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
  • комплексности методов психологического воздействия;
  • активного привлечения социального окружения к участию в коррекционной программе;
  • опоры на разные уровни организации психических процессов;
  • программированного обучения;
  • возрастания сложности;
  • учета объема и степени разнообразия материала;
  • учета эмоциональной окрашенности материала.

Таким образом, цели и задачи любой коррекционно-развивающей работы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

  • коррекционного – исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;

  • профилактического – предупреждение отклонений и трудностей в развитии;

  • развивающего – оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.

Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающей работы.

Роль зрительного восприятия ребенка в усвоении чтения

В современных условиях интенсивного развития средств мультимедиа возрастает роль зрительного восприятия в переработке информации, важным компонентом которой является чтение.

Чтение начинается со зрительного восприятия букв, слогов, слов. Правильность чтения во многом зависит от полноценности зрительного восприятия. Среди зрительных операций чтения выделяют: восприятие буквенной символики; процесс ее опознания на основе сличения с имеющимися в памяти эталонами; последовательное сканирование графической информации.

Зрительные функции, обеспечивающие в дальнейшем эти операции чтения, формируются у ребенка постепенно в дошкольном периоде, но этот процесс носит спонтанный, неорганизованный характер. Ребенок учится видеть так же, как учится ходить и говорить. По мере обогащения перцептивного опыта ребенок вырабатывает индивидуальные способы анализа зрительной информации, которые и составляют основу установления связей между реальными предметами, их изображениями и символами.

В дошкольном периоде возможные индивидуальные различия в стратегиях и уровнях сформированности зрительного восприятия не заметны для окружающих в повседневной жизни ребенка. Лишь с началом систематического обучения в школе, предъявляющего, как правило, единые, достаточно жесткие требования ко всем учащимся, индивидуальные особенности зрительного восприятия (трудности различения оптически близких признаков, недостаточная точность и объем восприятия и др.) некоторых детей могут стать серьезным препятствием для успешного усвоения чтения.

Альбом “Визуальный тренажер” включает занятия, развивающие зрительные функции, зрительную память ребенка и обучающие его зрительным операциям чтения.

Что такое зрительные функции?

Зрение обеспечивает человеку возможность получать информацию о внешнем мире, ориентироваться в пространстве, контролировать свои действия, выполнять точные операции. Зрение и зрительное восприятие не являются тождественными понятиями. “Зрительная система состоит из большого количества параллельных каналов, или подсистем, работающих в значительной мере автономно и выполняющих принципиально различные функции. Эти подсистемы могут нарушаться или совершенствоваться почти независимо друг от друга, так что в одних отношениях зрительная система данного человека может демонстрировать замечательные способности, а в других – весьма посредственные” (Г.И. Рожкова, 2003). Все показатели сформированности различных зрительных способностей, по Г.И. Рожковой, можно разделить на три группы.

К первой группе относятся оптико-физиологические показатели, обеспечивающие оптимальные условия работы зрительной системы.

Эти показатели содержат диапазоны параметров, в пределах которых зрительная система может функционировать, а также ограничения, характерные для самой системы вследствие ее анатомических и физиологических особенностей. К этой группе принадлежат: показатели рефракции, объем аккомодации, величины полей зрения, размеры слепого пятна, скорости адаптации, рабочий диапазон освещенности (яркости), время сохранения следа светового раздражения.

Во вторую группу входят базовые зрительные показатели : острота зрения, контрастная чувствительность, тонкость цветоразличения, диапазон восприятия скорости движения, пороги стереозрения и др.

Третью группу составляют комплексные показатели , отражающие совершенство работы высших зрительных механизмов, эффективность совместной деятельности зрительной и других систем (глазодвигательной системы, памяти и внимания) и определяющие зрительную работоспособность. Как отмечает Г.И. Рожкова, “...такие показатели имеют прямое отношение к познавательным способностям и обучаемости человека”.

Нарушения показателей зрения первой и второй групп часто подмечаются родителями и самим ребенком.

Нарушения же комплексных показателей зрения зачастую остаются незамеченными, поскольку не влияют на повседневную жизнь ребенка и проявляются только в определенных осложненных условиях, ярким примером которых является обучение чтению. В ходе стандартного офтальмологического обследования отклонения в развитии этих функций, как правило, не выявляются. Однако именно эти показатели рассматриваются коррекционными педагогами, логопедами, психоневрологами и психологами как серьезное препятствие для полноценного овладения чтением.

Экспериментальное сравнительное изучение школьников с хорошо сформированным чтением и учащихся с несформированностью этих навыков (дислексия и дисграфия ) позволило четко выделить те зрительные функции, нарушение или недоразвитие которых препятствует правильному восприятию графической информации (букв, цифр, символов) и перекодированию ее в речевую информацию.

Зрительные операции чтения

Обучение чтению начинается с ознакомления ребенка со зрительными образами букв. Запоминание всех букв алфавита и умение идентифицировать каждую букву являются обязательными условиями овладения навыком чтения.

Буквы русского алфавита являются плоскостными геометрическими объектами. Несмотря на многообразие существующих шрифтов и вариантов написания, все буквы состоят из ограниченного набора элементов: горизонтальная прямая, вертикальная прямая, наклонная, овал, полуовал. В связи с этим смыслоразличительное значение приобретают все элементы каждой буквы, а также их взаимное расположение в пространстве. Формирование первичных образов букв (восприятие) и дальнейшее их узнавание обеспечиваются зрительным анализом и синтезом с обязательным подключением зрительно-пространственных операций.

Восприятие изображения, или “видение”, происходит только в момент фиксации – движущийся глаз не воспринимает информацию. Однако эти перерывы в видении не ощущаются читающим благодаря остаточному изображению, которое заполняет временные интервалы, необходимые для передвижения глаз, что и создает иллюзию непрерывного видения (В.П. Зинченко и др.). Даже после кратковременного предъявления информации в зрительной памяти откладывается ее большая часть, которая сохраняется в течение нескольких секунд. Затем происходит считывание информации, отложившейся в памяти, или сканирование . Под сканированием понимается не только процесс считывания информации из памяти, но и упорядоченное, целенаправленное перемещение взгляда по объекту восприятия для обнаружения и рассмотрения его деталей. При этом направление осмотра выбирается каждым индивидуально.

Передвижение глаз, моторный компонент зрения, занимает примерно 5% времени процесса чтения, остальные 95% - затрачиваются на опознание увиденного в моменты фиксаций взора, т.е. на гностический компонент зрения. Следовательно, скорость чтения зависит от объема информации, воспринятой ребенком за короткое время фиксации.

Регрессивные движения глаз (т.е. возвращающие взор справа налево) встречаются не только при переходе к другой строке: они необходимы для возврата к уже прочитанному с целью уточнения, проверки понимания смысла, исправления допущенных ошибок. Количество регрессий зависит от степени автоматизации навыка чтения: чем опытнее чтец, тем меньше регрессий наблюдается в его чтении, и наоборот. Кроме того, количество регрессивных движений глаз зависит от сложности текста, его новизны, значимости для чтеца и других факторов.

По мере овладения чтением у ребенка формируются и антиципирующие (предвосхищающие) движения глаз, и такое “забегание” обеспечивает прогнозирование содержания текста.

Глазодвигательные механизмы чтения не осознаются опытным чтецом и не требуют от него произвольных усилий. Однако прежде чем стать автоматизированными, эти операции проходят стадию произвольного, осознанного овладения ими.

Ребенок, обучаясь читать, впервые сталкивается с тем, что должен контролировать движения глаз и соотносить их с читаемым текстом: уметь выделить начало текста; проследить строку слева направо; точно перейти от одной строки к другой, без пропусков и повторов. Сложность этих операций иногда вынуждает ребенка сопровождать чтение движением пальца, которое выполняет вспомогательную роль и встречается у большинства детей на начальных этапах овладения чтением.

Для движений глаз во время чтения, как и для любого вида целенаправленного движения, важной характеристикой является выбор направления движения: в отличие от сканирования предметов, их изображений и т.п., чтение требует от чтеца единого направления сканирования информации – слева направо. Изменение этого направления приводит к различным ошибкам чтения.

Задачи и структура “визуального тренажера”

“Визуальный тренажер” – наглядно-действенное пособие, направленное на развитие и коррекцию зрительного восприятия у детей 5-7 лет.

Цель предлагаемой методики – обучить ребенка способам обработки визуального материала, которые позволили бы ему эффективно воспринимать зрительную информацию разной степени сложности и обеспечить условия успешного овладения зрительными компонентами чтения.

В альбоме представлена система упражнений для обучения детей дошкольного возраста стратегиям зрительного восприятия и решениям различных мыслительных задач.

В этой связи “Визуальный тренажер” построен с учетом основных классов задач, выполняемых зрительным восприятием:

  • собственно зрительные – решаемые в связи с целями восприятия;
  • глазодвигательные – предполагающие выполнение того или иного движения глаз, типичные для повседневной жизни и отвечающие практическим целям;
  • общеинтеллектуальные (мыслительные, мнемические, двигательные), в осуществлении которых зрительное восприятие играет значительную роль.

Альбом содержит достаточный объем наглядного материала для развития у ребенка зрительного внимания и памяти, навыков зрительного анализа и синтеза, точных следящих движений глаз и пространственной ориентации. В него включены также задания, способствующие развитию графических способностей детей.

Отличительной особенностью данной методики является разработка заданий, направленных на перекодирование зрительной информации в вербальную, т.е. называние зрительно воспринятого материала.

В соответствии с программой целенаправленного формирования зрительного восприятия “Визуальный тренажер” включает набор последовательно усложняющихся по определенным параметрам стимулов, серии заданий, специально разработанных для формирования различных компонентов зрительного восприятия, которые составляют основу навыков чтения. От серии к серии предусмотрено усложнение заданий и стимульного материала.

Блок I. Учимся смотреть и видеть . Основная цель : формирование навыков зрительного анализа и синтеза, развитие произвольного внимания. [рисунки 1-8]

Блок II. Учимся следить глазами. Основная цель : формирование стратегий сканирования изображений, развитие точных прослеживающих движений глаз, глазомера. [рисунки 9-16]

Блок III. Учимся ориентироваться в пространстве. Основная цель: формирование представлений о системе координат: “сверху – снизу”, “спереди – сзади”, “слева – справа. [рисунки 17-25]

Блок IV. Учимся запоминать и узнавать. Основная цель: развитие объема памяти, обучение приемам, облегчающим запоминание, увеличивающим объем памяти на основе ассоциативного мышления (мнемотехника). Предусмотрено 10 заданий, рассредоточенных в первых трех блоках (подробнее см. далее в разделе “Как организовать занятия ребенка...”).

Предлагаемая методика занятий с “Визуальным тренажером” может быть широко использована в педагогической практике:

  • на индивидуальных и фронтальных занятиях по подготовке детей к обучению грамоте в условиях дошкольных образовательных учреждений (общего и коррекционного видов);
  • для включения рекомендуемых упражнений в логопедические занятия с младшими школьниками, имеющими трудности в овладении навыками письма и чтения, сопровождающиеся явлениями оптической агнозии (трудности в восприятии формы, слабость зрительных представлений и др.);
  • для самостоятельных занятий родителей с детьми дошкольного возраста с целью их общего развития и подготовки к школе.

Альбом содержит задания, рассчитанные на различные стратегии, и дает возможность организовать обучение с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Методикой предусмотрена и возможность самостоятельного выполнения ребенком упражнений путем различных манипуляций с графическим материалом.

Иллюстративный и дидактический материал разбит на блоки, каждый из которых направлен на формирование определенных зрительных способностей.

Упражнения первого блока – “Учимся смотреть и видеть” – обеспечивают формирование у ребенка гностических (познавательных) зрительных функций: зрительное разделение целостного объекта на части (зрительный анализ) и объединение частей в целое (зрительный синтез); нахождение главных и второстепенных признаков в изображении и установление связей между ними.

Вначале в основе восприятия ребенка преобладает процесс детального ознакомления с малознакомым объектом (сукцессивное узнавание ).

3адания второго блока – “Учимся следить глазами” – направлены на формирование моторных зрительных функций: упорядоченного, целенаправленного перемещения взгляда по объекту восприятия для обнаружения и рассмотрения его деталей. Цель методики – последовательное развитие серийных движений глаз, требующих не единичного перемещения взора, а целой серии таких действий, например: поиск выхода из лабиринта, нахождение точки на схеме по заданным координатам или маршруту. На основе серийных движений глаз осуществляются и глазомерные операции.

Третий блок упражнений – “Учимся ориентироваться в пространстве” – направлен на формирование зрительно-пространственных представлений, т.е. представлений о системе координат: “сверху – снизу”, “спереди – сзади”, “слева – справа”.

Формирование зрительно-пространственных представлений проходит ряд последовательных этапов. В результате к началу обучения чтению у ребенка должно быть сформировано умение ориентироваться в системах координат. В этот блок вошли также задания по развитию зрительно-моторных координации, предполагающих выработку сочетанных движений руки и глаз.

Четвертый блок составили упражнения по развитию памяти посредством увеличения объема зрительно запоминаемых объектов, сохранения последовательности и точности при воспроизведении изображений, фиксации их в долговременной памяти.

В каждый блок включены задания по развитию ассоциативного мышления, памяти, внимания и графические задания, требующие оперирования зрительными объектами в умственном плане.

Некоторые задания могут быть использованы как эффективный способ выработки связи между зрительными образами и речью, что позволяет взрослому контролировать этот процесс. Занятия могут проводить не только специалисты, но и родители – дома, в кругу семьи, чтобы подготовить ребенка к школе.

Комплекс упражнений направлен:

  • на всестороннее развитие зрительного восприятия ребенка в разных видах деятельности;
  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие цветового гнозиса;
  • развитие концентрации и переключения произвольного зрительного внимания;
  • профилактика и коррекция оптических нарушений чтения и письма;
  • актуализация словарного запаса, формирование обобщающей функции речи.

Литература

  1. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М.: “Просвещение”, 1983.
  2. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. М.: “Сфера”, 2001.
  3. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей. Ярославль, 1996.
  4. Чиркина Г.В., Русецкая М.Н. “Визуальный тренажер”. М.: “АРКТИ”, 2006

Таблица для проверки зрения — это знакомая всем таблица окулиста, которая позволяет оценить остроту нашего зрения.

Распечатав эту таблицу и закрепив её на стене, мы сможем не допустить падения остроты, а также в реальном времени наблюдать за прогрессом в восстановлении зрения. А если мы используем , то прогресс не заставит себя ждать.

Итак, друзья, перед вами таблица Сивцева, которая широко используется для проверки зрения у окулистов.

Таблица с буквами состоит из 3-х частей: такое разделение необходимо для удобства, чтобы мы могли её распечатать в формате А4.

Скачав и распечатав эти 3 листа, мы их склеим и всё, таблица для проверки зрения в оригинальном размере готова.

Как скачать и распечатать?

Нажмите на картинки для увеличения их до оригинального размера, затем скачайте таблицу для проверки зрения из 3-х частей к себе на компьютер.

Формат при печати должен быть А4, а ориентацию в настройках нужно выбрать альбомную.

Распечатав 3 листа, соедините их между собой при помощи скотча, кнопок или клея. Готово!


Как проверить зрение в домашних условиях? Закрепите таблицу на стене (на уровне глаз). Расстояние от вас до таблицы должно составлять 5 метров, сама таблица должна быть освещена солнцем или лампой. Когда эти условия выполнены, приступаем непосредственно к проверке остроты зрения.

Каждый глаз проверяем отдельно: один закрываем ладонью, другим читаем буквы. Прикрытый глаз зажмуривать не нужно.

К сожалению, диоптрии при помощи таблицы для проверки зрения определить не получится, ибо для этого нужны специальные линзы. И никто не гарантирует верного 100% точности — её можно получить только при профессиональном осмотре у офтальмолога. Но для проверки зрения в домашних условиях результат достаточно точен.

В целом, предложенная таблица для проверки зрения отлично справляется со стоящей перед нами задачей — тестированием зрения. Очень удобно наблюдать за возвращением зоркости наших глаз при выполнении . Например, сравнивая результаты за прошлый и текущий месяцы. Даже когда зрение становится лучше всего лишь на одну строчку, это такая радость — не передать словами. Да и мотивация появляется дополнительная, когда видишь результаты своих трудов. Так что без всяких сомнений качайте и печатайте таблицу — ведь это простой и удобный способ проверки зрения в домашних условиях.

Ещё По Теме:

49 картинок для улучшения зрения Народные средства для зрения Восстановление зрения: 7 упражнений, 5 советов и 6 видео-лекций 16 упражнений для ясного и чёткого зрения Главное правило сохранения зрения

Похожие статьи