Профессор высшей школы экономики андрей иоффе. Эксперты

- Андрей Наумович, вы разрабатывали методический аппарат и рекомендации
для учителя в УМК по обществознанию для 11-го класса, в основе которого – учебник под редакцией профессора Леонида Полякова.
Какие новые учебные пособия сейчас готовят члены этого авторского коллектива?

- Леонид Поляков и Леонид Ионин сейчас работают над учебником обществознания для 10-го класса. Учебник для 11-класса был посвящен России в глобальном мире, тема учебника для 10-го класса – «Человек в глобальном мире». Книгу для учителя они уже подготовили, и на ее основе пишется учебник. Методическое сопровождение для этого учебника разрабатывает Александр Морозов, сотрудник журнала «Преподавание истории в школе». Он принимал участие в создании электронного приложения, вошедшего в УМК для 11-го класса.
А я сейчас работаю в другом направлении.

Во-первых, вместе с коллегами - Надеждой Крицкой (Киров), Людмилой Мостяевой (Рязань) и Ниной Баулиной (Москва) - мы подготовили учебник по обществознанию для 5 класса в формате «Сферы». Издательство «Просвещение» уже выпустило учебники в этом формате по другим предметам (биологии, географии, истории). Планируется издать линию новых учебников по обществознанию для 5-7 классов с общим подзаголовком «Я – гражданин России». Немаловажно, что среди моих соавторов есть практикующие учителя, имеющие возможность апробировать учебник в своей повседневной работе.

Во-вторых, подготовлен воспитательный курс: «Я – гражданин России»: книга для учителя и книга для учащихся. Здесь нет традиционного деления на классы, и этот курс предназначен для учащихся от 5 до 7 класса. В его создании также участвуют Надежда Крицкая и Людмила Мостяева.

- В чем особенности учебника обществознания в формате «Сферы»?
- В том, что «Сферы» не похожи на традиционные учебники. Там нет лишней информации – например, отсутствуют обычные для учебников вводные абзацы, обращения авторов к детям, слова о том, почему важно и интересно что-то изучать. Современные дети воспринимают учебник не как книгу для чтения с пространными рассуждениями, а квинтэссенцию темы, позволяющую сконцентрировать внимание на самом главном.

Поэтому редакция поставила нам жесткое условие: один параграф должен умещаться на одном или двух разворотах. А всевозможная дополнительная информация вынесена в электронное приложение. Ряд методических, тренировочных и контрольных функций берут на себя тетрадь-тренажер, другие элементы учебно-методического комплекса. Электронный формат позволяет до бесконечности расширять и углублять содержание – есть специально выделенные зоны, обращаясь к которым, можно найти статистические данные, дополнительные схемы и иллюстрации, интерактивные игры, занимательную информацию и многое другое. Таким образом, разные пособия в бумажном формате сочетаются с неограниченным количеством материалов в электронном виде, дающим возможность учителю и ученику выбрать стратегию своей работы над темой.

Работа над этим учебником близка к завершению, и в случае положительной экспертной оценкиего смогут использовать в школах в начале следующего учебного года.

- Теперь расскажите подробнее о воспитательном курсе «Я - гражданин России».
Для решения каких задач он предназначен? В чем отличия от традиционных УМК?

- Воспитательный курс включает в себя две книги – для учителя и для ученика. В курсе предложена система воспитательной работы, в основе которой три темы. «Наша Родина – Россия» (вопросы патриотизма), «Мы - россияне» (полиэтнический состав России и отношения между народами в составе России), «Молодые граждане России» (проектная деятельность учащихся по решению проблем своей школы и местного сообщества).

Важное отличие от традиционных УМК состоит в том, что дети могут изучать книгу для ученика и без участия учителя. В ней нет обязательной «привязки» к школьной системе – ее можно почитать как познавательную литературу, обсудить вместе с родителями и товарищами.

Книга для учителя предназначена для классных руководителей, педагогов дополнительного образования, учителей, которые могут включить в свои программы вопросы, связанные с воспитанием гражданственности, патриотизма, ответственности. Это материал, который учитель может использовать и на уроке, и в рамках любого отдельного воспитательного мероприятия. Но жесткий формат таких мероприятий не задается – остается возможность для творчества учителя. К тому же мы не расписывали, что нужно использовать в пятом, шестом или седьмом классе. Более того: мы считаем, что группа, работающая по нашим книгам, может быть разновозрастной – например, в системе дополнительного образования или при работе над социальным проектом, который могут выполнять ребята из разных классов.

- В какой мере эти подходы соотносятся с новыми государственными стандартами общего образования?
- Эти подходы тесно связаны не только с Концепцией преподавания обществознания, которую мы разрабатывали в рамках создания новых стандартов, но и с фундаментальным ядром образования по обществознанию, которое также входит в число документов, сопровождающих проект стандартов второго поколения.
Концепция преподавания обществознания предусматривает, что курс обществознания в 5-7 классах основан на социальном опыте учащихся. Рассказывается о стране, в которой они живут, об одноклассниках, с которыми они общаются, об их семье. Акцент переносится с отвлеченного рассмотрения научных обществоведческих понятий на практику повседневной жизни ученика – члена общества, строящего взаимоотношения с окружающими. Концепция предполагает, что такая научная систематизация (изучение типов политических режимов, видов семей, культур, обществ и т.п.) эффективна в более старшем возрасте. В 8-9 классах в курсе обществознания появятся сравнительные компоненты: дети будут не только изучать реалии повседневной общественной жизни, но и обобщать понятия, обсуждать наиболее важные закономерности.

- Можно ли, таким образом, говорить о революции в школьном обществоведческом образовании?
- Нет, я бы не стал говорить о революции. Авторам хотелось бы сохранить преемственность в обществоведческом образовании и учитывать имеющийся положительный опыт в преподавании общественных дисциплин. В фундаментальном ядре по обществознанию основные темы практически те же, что и в обязательном минимуме стандартов 2004 года. Просто материал структурирован по-другому, к тому же проведено значительное сокращение.

Если раньше в основе структуры курса лежали различные сферы общественной жизни с уклоном в философское осмысление, то теперь общественные отношения рассматриваются через человека и его жизнь в обществе. Выделяются следующие области: человек в семейных отношениях, в политических отношениях, в культуре, в социальных отношениях, в экономике, в глобальном мире.

- В советской школе дети изучали обществознание в 10-11 классах, в современной школе – с 6-го класса.
Новые стандарты предусматривают обществознание с 5-го класса?

- По ныне действующим нормам обществознание изучается с 6-го класса. Возможно, в рамках новых стандартов оно будет изучаться с 5-го класса, но мы в своем планировании исходим из этого, но эти темы можно изучать и с 6-го класса.

Что касается советской школы, то обществознание изучалось и в 9-м классе – был ведь правовой курс «Основы государства и права», который, по сути, являлся частью обществоведческого образования. Сегодня, на мой взгляд, правовые вопросы также должны быть взяты за основу курса обществознания, что будет способствовать сохранению преемственности. И хотя в фундаментальном ядре нет отдельного раздела «Человек в правовых отношениях», мы исходим из того, что право должно стать основой изучения всех общественных дисциплин. Правовые аспекты есть и в семейных, и в политических, и в экономических отношениях.

- Вы имеете в виду формирование первых представлений о существующих законах?
- Прежде всего. Не только дети, но и взрослые зачастую не знают, к примеру, что в России человек считается гражданином с самого рождения. Мне доводилось слышать разные варианты ответов – с 14 лет, с 16 лет, с 18 лет – даже от людей, работающих в системе образования. Дети должны понимать, что они являются гражданами России, а не станут ими в неопределенном будущем. В пятом классе им нужно объяснять, что они не только имеют ряд прав, но и несут определенную ответственность за свои действия. С 6-летнего возраста человек уже может совершать некоторые сделки, до 18-ти лет не имеет права покупать алкоголь, а с 14-ти лет наступает уголовная ответственность. В некоторых регионах есть свои правовые нормы, например, запрещающие детям находиться на улице без сопровождения взрослых в ночное время, и такие региональные законы хорошо было бы обсуждать на уроках. Нужно понимать, кто принимает законы, что этих людей мы выбираем сами, и если человек не участвует в выборах, он снимает с себя ответственность за то, что происходит в стране.

Вообще в основе и воспитательного курса, и учебника для 5 класса лежит идея ответственности человека и за самого себя (внутренней), и за то, что происходит вокруг (внешней). Мы чаще говорим об обязанностях детей, и на конференциях мне не раз рекомендовали использовать именно термин обязанность. А я всегда отвечаю, что обязанность – это нечто навязанное извне, хотя, конечно, человек должен знать и выполнять свои обязанности. А ответственность – это внутреннее осознание своих обязанностей, когда, например, ты работаешь хорошо не потому, что придет начальник и проверит, а потому что ты понимаешь, что нужно работать хорошо, и это доставляет тебе удовольствие.

Скажите, а в рамках воспитательного курса предусмотрены некие определения и нормы, которые ученик должен просто выучить?
- Конечно, в книге для ученика предусмотрен знаниевый компонент – в начале каждой темы есть понятийный аппарат, в том числе выдержки из законов. На мой взгляд, совсем не нужно все это выучивать. Нужно просто понимать.

В свое время вместе с Ольгой Кишенковой мы написали учебник по обществознанию для 8-9 классов, который сейчас используется в московских школах. Мой сын учился в 8-м классе по этому учебнику. Когда учительница не успевала объяснить на уроке какие-то темы, она говорила, что нужно выучить определения, выделенные в тексте полужирным шрифтом, и потом ей их сдать. В результате сын начал заучивать эти определения и очень удивлялся, что я – автор этого же учебника – не могу их воспроизвести дословно. А ведь проверяли именно так: нужно было заучить и воспроизвести определение слово в слово!

Учитывая подобный опыт, в новых УМК для 11-го класса, в том числе в методическом пособии для учителей, я давал несколько определений одного и того же понятия – например, 4 определения демократии. Меня спрашивают: а какое нужно использовать на ЕГЭ? Я отвечаю, что ЕГЭ, надеюсь, будет таким, что любое определение будет правильным. Это ведь не поэзия, которую нужно заучивать наизусть. В этом курсе особенно важно именно понимание.

В начальной школе никогда не было и, очевидно, не будет курса обществознания. Тем не менее, в какой мере воспитания гражданственности, ответственности должно происходить уже на этой ступени?
- В рамках новых стандартов в начальной школе планируется система воспитательной работы, и возможность гражданского воспитания обсуждается. Даже при отсутствии отдельного курса может быть использован большой потенциал существующих в начальной школе учебных предметов для гражданского воспитания. Также будут разрабатываться материалы для внеклассной работы, в том числе и с элементами проектной деятельности. Несомненно, при этом необходимо учитывать возрастные особенности, больше внимание уделять игровым методам в преподавании, основываться на творческом подходе к рассмотрению общественной жизни.

В связи с созданием новых образовательных стандартов много говорится о том, что их должны реализовывать учителя нового поколения. Скажите, какой учитель необходим для преподавания нового курса обществознания в основной школе? Как подготовить такого учителя?
- Нехватка квалифицированных кадров, соответствующих современным требованиям, - это общая проблема страны. Нужны ведь не только хорошие учителя, но и хорошие врачи, инженеры, рабочие и т.д. Все признают, что, к сожалению, в последние годы уровень педагогических кадров снизился. Даже значительным повышением зарплаты не удастся решить эту проблему сразу – чтобы в школе появились учителя нового поколения, должны пройти годы.

Поэтому первое, что, на мой взгляд, нужно делать, - повысить мотивацию учителя к эффективной работе, дать внятные ориентиры и четкие требования к результативности. Понадобится проводить больше семинаров по вопросам преподавания обществознания. Летом 2008 года в АПКиППРО мы подготовили тьюторов, которые уже обучают учителей по всей России. Акцент был сделан на использовании активных и интерактивных методах в системе повышения квалификации и подготовки педагогических кадров, организации проектной работы в процессе образования. Учитель должен понимать, как использовать разные методы в своей работе, что нужно соблюдать баланс между пассивными и иными методами, не увлекаться играми и дискуссиями, но и не ограничиваться лекциями. Учителям нужно давать больше информации, снабжать их современными учебными пособиями.

Вторая проблема связана с нашей профессиональной педагогической культурой и, наверное, с культурой в целом. Опытным учителям и методистам хочется, чтобы приходящие в школу молодые педагоги в полной мере владели и содержанием, и методикой преподавания. А система высшего педагогического образования далеко не всегда соответствует высоким требованиям подготовки современного учителя, да и в школу идут далеко не самые лучшие выпускники вузов. В такой ситуации легче всего постоянно критиковать молодых учителей и обвинять их в профнепригодности. Значительно сложнее помочь советом, систематически обсуждать с ними секреты нелегкого педагогического труда, делиться накопленным опытом. К сожалению, из школ постепенно уходит система наставничества, когда опытный педагог чувствует свою ответственность за неопытного коллегу, переживает за его неудачи и радуется его успехам. Если бы такая обстановка была воссоздана в большинстве школ, в образовательной системе оставалось бы значительно больше молодых людей.

- То есть в системе работы с молодыми учителями не хватает позитива?
- Да. Тренер национальной футбольной команды России Гус Хиддинг говорил, что причина многих бед нашего футбола – в необоснованной критике, следствие которой - неуверенность игроков в своих силах. Так и в школе: если все тебя постоянно критикуют, то работа из рук будет валиться. Я убежден, что повышение квалификации учителей должно быть основано на конструктивности и результативности – нужно акцентировать внимание на том, что человеку удается, и очень аккуратно говорить, что нужно изменить. Критика должна быть конструктивной: если считаешь, что начало урока не получилось, покажи как надо. Просто чаще всего критика основана на принципе: «Не знаю, как должно быть, но знаю, как не должно».

Еще одна проблема – совершенствование педагогического образования. Чтобы готовить учителя нового поколения, педвузы должны больше внимания уделять практике в школе, особенно для студентов старших курсов, использовать активные и интерактивные методы наряду с традиционными лекциями и семинары. Бессмысленно ограничиваться изучением теории, описывающей такие методы. Выпускник педвуза должен иметь за плечами набор уроков, которые он сам разработал, а не списал и не скачал из Интернета.

Из собственного студенческого опыта отчетливо помню те немногие занятия, на которых мы представляли разработки своих уроков и «испытывали» их фрагменты на своих однокурсниках. Конечно, наши разработки не были идеальными, но эта работа оказалась наиболее полезной и запоминающейся, а лекции и теории в большей степени стерлись из памяти. Система повышения квалификации также должна в большей степени давать практические навыки и создавать ситуации обмена лучшим опытом, а не концентрироваться на теоретизации и передаче новых сведений (хотя и об этой составляющей полностью забывать не надо).

Приведите примеры, каким образом воспитательный курс формирует патриотизм, как объясняется суть межнациональных отношений.
- Традиционно учителя воспринимают идею формирования патриотизма как изучение государственной символики: гимн, флаг, герб. В разделе «Наша Родина – Россия» мы рассматриваем эту идею гораздо шире. Учитель должен понимать, что патриотизм – это сложная составная характеристика гражданина, сочетающая в себе любовь к стране, в которой ты родился и живешь, к малой родине (своему городу, селу, деревне), где ты вырос, к родной природе, о сохранении красоты которой необходимо заботиться.

Патриотизм должен быть осознанным, а не «выдрессированным». Поэтому мы предлагаем не просто заучивать текст гимна, а задуматься о тех общественных ценностях, которые заложены в тексте гимна России, гимна своего субъекта Федерации, города или даже школы. Другой аспект этого понятия – патриотизм действия, когда человек стремится своими силами менять окружающую жизнь в лучшую сторону, решать возникающие социальные проблемы.

В разделе «Мы – россияне» воспитательного курса предлагается новая трактовка понятия «нация». До недавнего времени в него вкладывалось в основном этническое содержание – есть нация башкир, татар, армян и т.д. Представляется более оправданным рассматривать это понятие в гражданско-политическом смысле. Нация – это россияне, а народы – это этносы, входящие в состав российской нации. Такое понимание в большей степени соотносится и с международными стандартами (например, Организация Объединенных Наций явно не подразумевает этнической характеристики понятия нация). Конечно, понятие «этнос» стоит вводить только в старших классах, а в основной школе это можно объяснять с помощью более понятных терминов.

В современной российской школе – поликультурная среда, и дети должны уметь жить в этой среде. Каким образом воспитательный курс способствует формированию толерантности?
- В разделе «Мы – россияне» объясняется, что люди, живущие на территории России, - россияне. При этом россиянин не обязательно должен быть русским. Чтобы жить в полиэтническом обществе, необходимо понимать друг друга, знать традиции, особенности разных народов. Мы предлагаем материал для изучения культуры народов вплоть до костюмов, традиционных символов и даже кухни разных народов России. За основу взяты материалы по наиболее многочисленным народам России (в соответствии с переписью 2002 года), но подчеркивается, что можно изучать и культуру других народов, проживающих в конкретном регионе.

Например, в школе может быть организован фестиваль народов, представители которых там учатся, и изучение традиций, особенностей народов может помочь для понимания конкретных людей. И в учебнике, и в воспитательном курсе мы ввели термин «достоинство». Слово используется именно в единственном числе – мы говорим о внутреннем достоинстве другого человека, которое нельзя нарушать и о котором нужно заботиться. Ведь заботы о достоинстве друг друга в современном обществе особенно не хватает. С этого начинается толерантность – с уважения собственного достоинства и признания достоинства у окружающих тебя людей.

- В 1980-х годах в школе то же изучались традиции разных народов – помню,
наш класс изучал Узбекистан, мы мастерили из бумаги тюбетейки и проч., но все это делалось, по-моему, для галочки.
Как избежать формализма в таких ситуациях? И можно ли вообще их избежать?
Это, кстати, касается и воспитания патриотизма: как не свести его к пению гимна?
- Как раз этой теме – проблемам социокультуры в Советском Союзе - была посвящена моя кандидатская диссертация: я писал о том, как воспитывали советского человека в 1920-е годы. Именно в то время были сформированы очень талантливые педагогические модели, которые в сочетании с идеологическим манипулированием формировали у детей определенный тип сознания. Избитый пример – Павлик Морозов. Его убедили, что вокруг враги, и его известный поступок – во многом следствие воспитания. В те годы люди искренне считали, что чем больше врагов расстреляно, тем счастливее будет жизнь.

В последующей период российской истории определяющим фактором для системы воспитания стала война, и патриотическое воспитание просто не могло быть фикцией. Эта тема для послевоенного поколения была оголенным нервом. А в 1970-80-е годы, когда она стала менее болезненной, появилась молодежь, которую не коснулись беды военного времени, вся воспитательная работа превратилась в рутину. Я сам учился в те годы, и мы честно писали ленинские планы, не понимая, зачем это нужно. И бабушкам помогали для улучшения отчетности в отличие от тимуровцев, которые делали это по зову сердца. Да, сегодня, в период стабильности и недопустимости возвращения к единой идеологии есть риск сведения воспитательной работы к очередному отчету.

Чтобы этого избежать, необходимо формировать в детях чувство ответственности за то, что происходит вокруг. Каждый человек должен задать себе вопрос, что он делает для развития страны и получает ли удовольствие от своей повседневной работы. Уметь сочетать личное с общественным, коллективное с индивидуальным, находить пути для сотрудничества и взаимодействия с окружающими – вот основа развития гражданина. Для этого и создается воспитательный курс, и резервы для формирования гражданственности, ответственности, гордости за свою Родину у нас, несомненно, есть. Граждане России далеко не так пассивны, как иногда кажется, - достаточно вспомнить события июня 2008 года, когда вся страна вышла на улицы, праздную победу нашей сборной по футболу.

Воспитанию патриотизма, ответственности и других важнейших качеств должны способствовать конкретные полезные дела, в которых участвуют школьники и важность которых они осознают. Раздел воспитательного курса «Молодые граждане России» предусматривает проекты по решению проблем своей школы и местного сообщества – от очистки родника до организации выборов президента школьной республики. Если после таких выборов жизнь в школе изменится к лучшему, то дети, увидевшие на примере школы положительные результаты выборов, пойдут впоследствии и на выборы президента, и на выборы депутатов.
С 2000 года Министерство образования и науки РФ проводит Всероссийскую акцию «Я – гражданин России», в рамках которой учащиеся разрабатывают и реализуют социальные проекты, направленные на решение проблем общественной жизни. Опыт этой акции показывает, что мы часто недооцениваем то, что можно сделать для изменения жизни вокруг, а школьники добиваются потрясающих результатов, проявляя свою активную гражданскую позицию.

- С помощью каких приемов можно заинтересовать детей не только изучать курс обществознания,
но и самостоятельно прочитать книгу для учеников?

- Мы, конечно же, учитывали необходимость формирования мотивации – подбирали примеры, притчи, вопросы, чтобы заинтересовать ребят. Чтобы у них была возможность выбора, мы предлагаем различные типы заданий, формирующие те или иные качества разным путем.
Ученик должен понимать, что от него многое зависит, и в этом случае он ощущает себя не объектом педагогического воздействия, не тем, с кем борются и кого воспитывают (можно вспомнить хрестоматийный пример из знаменитого фильма «Большая перемена», где урок сравнивается с боем, а работа учителя с участием в военных действиях). Ученик должен ощущать себя человеком, у которого есть достоинство, который является личностью, гражданином, чье мнение уважается и с кем ведется диалог.

В воспитательном курсе мы отказались от традиционной системы оценивания. В основе – самооценивание: ученики сами могут оценить свои достижения с помощью специальных рефлексивных вопросов, таблиц, кроссвордов и проч. Мы исходим из того, что оценивание не сводится исключительно к отметкам. Учитель оценивает достижения ученика, когда хвалит его, когда просто улыбается или хмурится. Впрочем, предусмотрены и задания, проверяющие знания, в том числе тестового характера.

- Как оценить эффективность воспитательной работы, в том числе,
проведенной в рамках курса обществознания? Выпускник школы стал патриотом или нет?

- Тот, кто научится это проверять, наверное, будет признан гением. Проверка результатов работы по формированию таких качеств, как патриотизм, - проблема не только для России, но и для любой страны в современном глобальном мире (стран Европы, Америки). Можно попробовать оценить эту работу на основе изменения социальной ситуации на уровне муниципалитета, региона, страны в целом за определенный промежуток времени. Уменьшится ли количество конфликтов на этнической почве? Сократятся ли показатели подростковой преступности? Как будет развиваться экономика муниципалитета или региона? Увеличится ли количество обращений граждан в суд, что свидетельствует о формировании правовой культуры? Увеличится ли электоральная активность молодых людей – тех, кто впервые голосует по достижении 18-летнего возраста?

- Это долговременные показатели, а об эффективности работы хочется знать сразу.
- Тогда нужно оценивать результаты «малых дел»: Результаты социальных проектов, в которых участвовали школьники, их помощь нуждающимся (инвалидам, необеспеченным пенсионерам, одиноким людям) – это хорошие показатели патриотизма и гражданской ответственности.

- Найдется ли в школах время на изучение воспитательного курса?
Ведь перегрузки учеников – это реальность сегодняшнего дня.

- Мы исходим из того, что в фундаментальном ядре по обществознанию и вообще в новых стандартах нет деления на учебную и воспитательную работу, и, таким образом, давняя норма закона «Об образовании», согласно которой образование – это единый процесс обучения и воспитания, получает реальное воплощение. Учителя могут использовать отдельные материалы из наших книг, изучать и на уроках обществознания, и в рамках внеучебной работы.

Беседовал Борис Старцев

Иоффе Андрей Наумович

Год рождения – 1967.

Место рождения – город Пушкино (Московская область).

Семейное положение – женат.

Место проживания - город Пушкино (Московская область).

Знание иностранных языков – английский (разговорный).

Место работы – Лаборатория дидактики истории Института средств и методов обучения (ИСМО) Российской Академии образования (РАО).

Должность - ведущий научный сотрудник.

Образование – высшее (педагогическое).

Московский Областной Педагогический Университет (исторический факультет) – сент. 1984г. – июнь 1991г. (специальность – учитель истории, обществоведения и права).

Служба в армии – 1986 – 1988 гг.

Ученые степени – кандидат исторических наук (с 1997г.), доктор педагогических наук (с 2011г.).

Кандидат исторических наук – тема диссертации «Социально-политические проблемы народного образования (на примере Москвы)» (защищена в мае 1997г. в Московском педагогическом университете, степень присвоена 17 окт. 1997г.).

Доктор педагогических наук – тема диссертации «Теория и практика подготовки учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников» (защищена в декабре 2010г., степень присвоена 15 июля 2011г.).

Ученые звания – доцент (с 2001г.).

Награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного процесса, в подготовке и повышении педагогической и научной квалификации научно-педагогических кадров (2006г.), грамотой Правительства Москвы и Департамента образования города Москвы за проведение экспертизы проектов и участие в жюри VIII Городского конкурса социальных проектов обучающихся «Я – гражданин России».

Опыт профессиональной деятельности

Учитель истории Пушкинской средней школы № 6 (Московская область) 1991-1992гг.

Учитель истории средней школы № 16 г. Мытищи (Московская область) 1992-1996гг.

Методист научно-учебной группы кафедры общей и социальной педагогики Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области 1996-1997гг.

Доцент кафедры истории, социально-политического образования и права Федеральной Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) с 1997г. по сентябрь 2012 г.

Ведущий научный сотрудник Лаборатории дидактики истории ИСМО РАО с сентября 2012 г.

С 1989 по 2004гг. – учитель, преподавал в образовательных учреждения разного типа, предметы – история, обществознание, политология, история религии, факультативный курс «Выборы в демократическом обществе», модульный курс «Мой выбор».

Преподавание истории на подготовительных курсах ГУ «Высшая школа экономики» 2001-2002гг.

Преподавание курса «Религиоведение» в Государственном Университете Управления (Москва) 2003г.

С 2011г. – профессор кафедры Открытых образовательных технологий Московского института открытого образования (МИОО).

С января 2012г. – профессор в Институте образования НИОО «Высшая школа экономики».

Общественная работа

Вице-президент Межрегиональной Ассоциации «За гражданское образование», объединяющей педагогов, ученых, журналистов, представителей общественных организаций, заинтересованных в развитии гражданского образования - с 1998г.

Руководитель программы «Мобильные семинары» общественной организации «Сивитас» - 2003-2011гг. В рамках данной программы проводились семинары по активным и интерактивным подходам в преподавании общественных дисциплинах (к 2010г. семинары проведены 63 субъектах РФ).

Координатор международной программы «Мозаика гражданского образования» в Москве и Московской области, посвященной обмену опытом учителей России и США с акцентом на сравнительные аспекты в преподавании истории и общественных дисциплин - 2003-2006гг.

Участник международной программы «Мозаика гражданского образования-2», объединяющей преподавателей России, Болгарии, Монголии, США, Армении, Казахстана и Грузии - 2007-2010гг. В качестве преподавателя в рамках данной программы проводил занятия в Болгарии, Монголии и Армении.

Член Оргкомитета Всероссийской Акции «Я – гражданин России», член жюри финальных этапов Акции в ВДЦ «Орленок» (акция под эгидой Министерства образования и науки РФ) – с 2001г.

Член редакционного совета журнала «Преподавание истории в школе» - с 2007г.

Член редакционной коллегии и методист журнала «Общественные науки» - 2012г.

Член жюри и председатель жюри в номинации «История-2» (обществознание) Всероссийского конкурса «Учитель года» - с 1996 по 2004гг..

Организатор и член жюри Всероссийской Олимпиады по граждановедческим дисциплинам – 1996-2007гг.

Член Экспертного Совета Министерства общего и профессионального образования РФ по учебникам и учебным пособиям – 1996-2000гг.

Международная деятельность

Эксперт Совета Европы – с 1996г.

Участие в конференциях по гражданскому образованию в рамках международного партнерства «Сивитас» - Сараево (1998г.), Москва (2002г.), Мехико (2003г.), Будапешт (2004г.), Варшава (2006г.), Буэнос-Айрес (2007г.), Эфран, Марокко (2008г.), Кейптаун (2009г.), Джакарта (2010г.).

Проведение занятий по методике преподавания и гражданскому образованию для учителей Украины в Харькове и Львове – 2003 и 2004гг.

Проведение занятий по гражданскому образованию для учителей США в Анкоридже, Аляска – 2006г.

Выступление на 8 международных конференциях в рамках международной программы «Мозаика гражданского образования»: Вильямсбург, США (2004 и 2005гг.), Вашингтон, США (2006г.), Саратога, США (2007г.), Улан-Батор, Монголия (2008г.), Приморско, Болгария (2008 и 2009 гг.), Ереван, Армения (2009г.).

Участие в проектах

Проект «Выборы в демократическом обществе» (Учительская газета и Международный фонд избирательных инициатив) - 1995-1997гг.

Проект «Мой выбор» - 2000-2004гг.

Участие в международных проектах Совета Европы «Гражданское образование: переподготовка преподавателей» (повышение квалификации педагогов Чеченской республики 2000-2002гг.), «Воспитание в духе мира, прав человека и демократической гражданственности» (с 2004г.)

Эксперт группы по разработке программы «Участие детей и молодежи в жизни общества» - 2009-2011гг. Участник рабочих встреч в Хельсинки (2009г.), Вене (2010г.), Страсбурге (2010 и 2011гг.) и Брюсселе (2011г.), проведение экспертизы молодежного участия в общественной жизни в Кишиневе, Молдова – 2011г.

Российско-канадский проект «Дух демократии» - член экспертной комиссии и разработчик материалов в рамках российско-канадского проекта по преподаванию общественных дисциплин с использованием системы Интернет (подготовлено 3 публикации, участник конференции в Новом Орлеане, США – 2003г., проведение занятий для канадских школьников) – 2000-2004гг.

Тренер и руководитель группы тренеров Летней Академии «Демократия в школе» в Варшаве, Польша (совместный проект Совета Европы, Министерства образования Польской Республики, Венгеланд-Центра в Норвегии) - 2010г, руководитель группы тренеров Летней Академии «Демократия в школе» в Варшаве, Польша – 2011-2013гг.

Координатор Заочной Академии «Демократия в школе» (интернет-проект с ежегодным участием более 100 педагогов из России, Украины, Молдовы, Армении, Грузии и Азербайджана) – с 2011г.

Разработчик методического аппарата и преподаватель по методике в рамках проекта «Обновление исторического и обществоведческого образования» - 2007-2009гг. В рамках проекта проведены конференции для учителей истории и обществознания в 7 Федеральных округах, подготовлено около 1000 тьюторов из всех субъектов Российской Федерации.

Тренер и эксперт в проекте введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» - 2010-2011гг.

Основные публикации

Монографии

1. Иоффе, А. Н. Методика гражданского образования: теория и практика [Текст]: монография / А. Н. Иоффе. – Брянск: Курсив, 2006. (6 п. л. (108 с.))

2. Иоффе, А. Н. Подготовка учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьника [Текст]: монография / А. Н. Иоффе. – М.: АПКиППРО, 2010. (7,5 п. л. (120 с.))

3. Иоффе, А. Н. Быт Москвы 1920-х годов [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 1997. – № 5. – С. 15-20. (0,5 п. л.)

4. Иоффе, А. Н. Единый государственный экзамен по обществознанию [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2006. – № 7. – С. 10-12. (0,1 п. л.)

5. Иоффе, А. Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – № 9. – С. 19-24. (0,5 п. л.)

6. Иоффе, А. Н. Урок «Этнос, народ, нация» [Текст] / А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова // Преподавание истории в школе. – 2007. – № 3. – С. 25-32. (0,7/0,5 п. л.)

7. Иоффе, А. Н. Тема «Политическая история России XVIII века. Итоговое занятие» [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2007. – № 4. – С. 19-28. (1 п. л.)

8. Иоффе, А. Н. Концепция преподавания обществознания в современной российской школе и учебника «Обществознание. XI класс» (проект) [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 1. – С. 40-42. (0,3 п. л.)

9. Иоффе, А. Н. Концепция преподавания обществознания в современной российской школе и учебника «Обществознание. XI класс» (проект) (продолжение) [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 2. – С. 35-43. (0,8 п. л.)

10. Иоффе, А. Н. Работа с тестовыми заданиями при подготовке к ЕГЭ по обществознанию [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 3. – С. 63-68. (0,5 п. л.)

11. Иоффе, А. Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 9. – С. 3-8. (0,5 п. л.)

12. Иоффе, А. Н. Мотивация в обучении истории и обществознанию [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2009. – № 6. – С. 4-8. (0,3 п. л.)

13. Иоффе, А. Н. «Манифест мирного сосуществования» (ролевая игра по толерантности) [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2010. – № 1. – С. 10-15. (0,5 п. л.)

14. Иоффе, А. Н. Игровые методики в преподавании. «Политическая пропаганда» (пример использования игры в учебном процессе) [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2010. – № 2. – С. 3-7. (0,4 п. л.)

15. Иоффе, А. Н. Демократия как идея и политическая реальность. [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2011. – № 6. – С. 5-7. (0,2 п. л.)

16. Иоффе, А. Н. Роль образования в гражданском становлении личности. [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2011. – № 8. – С. 19-25. (0,7 п. л.)

17. Иоффе, А. Н. Преподавание современной истории России: традиции и инновации. [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2011. – № 9. – С. 33-40. (0,7 п. л.)

18. Иоффе, А. Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся. [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2012. – № 1. – С. 7-13. (0,6 п. л.)

19. Иоффе, А. Н. Социальное проектирование на основе опыта Всероссийской акции «Я – гражданин России». [Текст] / А. Н. Иоффе, В. П. Пахомов, М. Д. Покатович // Преподавание истории в школе. – 2012. – № 2. – С. 49-54. (0,5 п. л.)

20. Иоффе, А. Н. Выборы и избирательные системы. [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2012. – № 3. – С. 5-11. (0,5 п. л.)

21. Иоффе, А. Н. Патриотизм и его примеры в истории России. [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2012. – № 5. – С. 51-55. (0,5 п. л.)

Учебники

22. Иоффе, А. Н. Мы, народ... Российская Конституция [Текст]: учебник / Н. М. Воскресенская, А. Н. Иоффе, А. Ф. Никитин. – М.: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», 1998. (15/7 п. л. (190 с.))

23. Иоффе, А. Н. Введение в общественные дисциплины [Текст]: учебник / Т. В. Болотина, В. Ф. Бородич, А. Н. Иоффе, В. Н. Лебедева, Т. В. Карадже, О. В. Кишенкова. – М.: Образовательный Центр «Веди-М», 2000. (17/5 п. л. (252 с.))

24. Иоффе, А. Н. Основы политологических знаний [Текст]: экспериментальное учебное пособие для учащихся старших классов / Т. В. Болотина, А. Н. Иоффе. – М.: АПКиПРО, 2000. (4/3 п. л. (64 с.))

25. Иоффе, А. Н. Введение в обществознание [Текст]: учебник для 8-го класса основной школы / А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова, С. В. Тырин. – М.: Издательский дом «С-инфо»; Издательство «Баласс», 2000. (14/8 п. л. (272 с.)) Гриф Допущено Министерством образования Российской Федерации.

26. Иоффе, А. Н. Основы обществознания [Текст]: учебник для 8 классов общеобразовательных учебных заведений / А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2001. (17/7 п. л. (272с.)) Гриф Допущено Министерством образования Российской Федерации.

Программы, учебно-методические пособия, справочные материалы

27. Иоффе, А. Н. Книга методик [Текст] / Э. Б. Ершова, А. Н. Иоффе, Т. В. Осипова. – М.: Новый отсчет, 2001. (5,75/4 п. л. (92 с.))

28. Иоффе, А. Н. Методические аспекты изучения основ конституционного устройства РФ [Текст] / А. Н. Иоффе // Теоретические и методические основы преподавания права в школе: сборник статей. Курс лекций. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002. – С. 55-60. (0,5 п. л.)

29. Иоффе, А. Н. Методические рекомендации по проведению уроков с использованием интерактивных и активных методов работы [Текст] / А. Н. Иоффе // Гражданское образование: методология, содержание и методы обучения. – М.: АПКиПРО, 2002. – С. 158-166. (0,3 п. л.)

30. Иоффе, А. Н. Теоретические основы методики преподавания общественных дисциплин [Текст] / А. Н. Иоффе // Теоретические и методические основы преподавания права в школе: сборник статей. Курс лекций. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002. – С. 61-79. (1 п. л.)

31. Иоффе, А. Н. Методические материалы по гражданскому образованию [Текст] / А. Н. Иоффе. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. (12 п. л. (240 с.))

32. Иоффе, А. Н. Современная методика гражданского образования [Текст] / А. Н. Иоффе, В. П. Пахомов. – Самара: Изд-во «НТЦ», 2003. (6/5 п. л. (117 с.))

33. Иоффе, А. Н. Методическое пособие к учебнику «Основы обществознания». 8 класс [Текст] / А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. (10/7 п. л. (192 с.))

34. Иоффе, А. Н. Методическое пособие к учебнику «Основы обществознания». 9 класс [Текст] / А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. (18/14 п. л. (288 с.))

35. Иоффе, А. Н. Многообразие понимания толерантности [Текст]: учебно-методические материалы по курсу «Права человека» / А. Н. Иоффе; под ред. Е. Н. Рахмановой. – М.: ИД «Камерон», 2004. (2 п. л. (32 с.))

36. Иоффе, А. Н. Я – гражданин России. Книга для учащихся. 5-7 классы [Текст]: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Н. Иоффе, Н. Ф. Крицкая, Л. В. Мостяева. – М.: Просвещение, 2009. (8,17/6 п. л. (143 с.))

37. Иоффе, А. Н. Я – гражданин России. Книга для учителя. 5-7 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А. Н. Иоффе, Н. Ф. Крицкая, Л. В. Мостяева. – М.: Просвещение, 2009. (7,94/6 п. л. (158 с.))

38. Иоффе, А. Н. Основные приемы и технологии в работе тренера-преподавателя [Текст]: учебно-методическое пособие / Т. В. Болотина, А. Н. Иоффе, Е. А. Мишина, Е. И. Казакова, Т. Г. Новикова, А. Е. Новиков, Е. Н. Петрова, О. Н. Руднева, Е. Н. Шимутина, О. В. Чиндилова, С. Г. Яковлева. – М.: АПКиППРО, 2010. (9/1 п. л. (72 с.))

39. Новейшая история России: преподавание в школе: учебное пособие /Ю.А. Никифоров, Е.Е. Вяземский, А.Н. Иоффе [и др.]; под ред. В.Д Нечаева. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2013. (25/8 п. л. (384 с.))

Официальная информация о преподавателе : Профессор кафедры профессионального развития педагогических работников, доктор педагогических наук.
Образование:
Высшее образование - исторический факультет Московского областного педагогического университета им. Н.К. Крупской с присвоением специальности «Учитель истории, обществознания и права» (диплом с отличием ТВ №540668). Сент. 1984 г. – июнь 1991 г. (с перерывом на службу в армии с 1986 по 1988 гг.). Специальность – учитель истории, обществоведения и права. Дата окончания - 1991 год.
Ученые степени – кандидат исторических наук (с 1997г.), доктор педагогических наук (с 2011г.). Кандидат исторических наук – тема диссертации «Социально-политические проблемы народного образования (на примере Москвы)» (защищена 28 мая 1997 г. в Московском педагогическом университете, степень присвоена 17 окт. 1997 г.). Ученая степень кандидата исторических наук получена в 1997 г. решением Диссертационного Совета Московского педагогического университета от 28 мая 1997 г. Доктор педагогических наук – тема диссертации «Теория и практика подготовки учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников» (защищена 9 декабря 2010 г., степень присвоена 15 июля 2011 г.).Ученое звание доцента получено решением Министерства образования Российской Федерации от 18 апреля 2001 г.
Общий стаж работы в системе образования – 26 лет.
1988 – 1989 гг. - учитель истории школы №196 Октябрьского района г. Москва.
1991 - 1992 гг. - учитель истории Пушкинской средней школы № 6 (Московская область).
1992 - 1996 гг. - учитель истории средней школы № 16 г. Мытищи (Московская область).
1996 - 1997 гг. - методист научно-учебной группы кафедры общей и социальной педагогики Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области.
1997 – 2012 гг. - доцент кафедры истории, социально-политического образования и права Федеральной Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО).
2012 – 2013 гг. - ведущий научный сотрудник Лаборатории дидактики истории ИСМО РАО.
2013 – 2015 гг. - руководитель Центра образования ГБНУ «Московский институт развития образования» (МИРО).
2015 – 2016 гг. – профессор ГАОУ ВО «Московский институт открытого образования» (МИОО), кафедра менеджмента и управления проектами.
С сентября 2016 г. – профессор ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет».
1996 – 2004, 2015-2016 гг. - член жюри Всероссийского конкурса «Учитель года» (эксперт-разработчик новой модели конкурса, критериев и показателей оценки конкурсных заданий в 2014 году).
1996 - 2007 гг. - организатор и член жюри Всероссийской Олимпиады по граждановедческим дисциплинам.
1996 – 2000 гг. - член Экспертного Совета Министерства общего и профессионального образования РФ по учебникам и учебным пособиям.
1998 – 2012 гг. - вице-президент Межрегиональной Ассоциации «За гражданское образование», объединяющей педагогов, ученых, журналистов, представителей общественных организаций, заинтересованных в развитии гражданского образования.
2008 – 2011 гг. - участник международной программы «Мозаика гражданского образования-2», объединяющей преподавателей России, Болгарии, Монголии, США, Армении, Казахстана и Грузии. В качестве преподавателя в рамках данной программы проводил занятия в Болгарии, Монголии и Армении.
2001 – 2015 гг. - член Оргкомитета Всероссийской Акции «Я – гражданин России», член жюри финальных этапов Акции (акция проводится в рамках Приоритетного Национального проекта «Образование»).
С 2003 года – член и председатель жюри Городского московского конкурса «Я – гражданин России».
С 2007г. - член редакционного совета журнала «Преподавание истории в школе».
2013 г. – эксперт общественной экспертизы учебников Российского книжного союза.
2015 г. – разработчик программы и эксперт в Национальном исследовании по оценке качества граждановедческого образования в России (8 класс).
2015 - 2016 гг. – эксперт и научный редактор в рамках Конкурса лучших учебно-методических разработок учителей по преподаванию основ финансовой грамотности (Учительская газета и Министерство финансов РФ)
Область профессиональных интересов:
Учебные школьные курсы - история, обществознание, политология, история религии.
Курсы высшего профессионального образования – методика преподавания истории и обществознания, религиоведение
Курсы дополнительного профессионального образования – структура современного занятия, реализация ФГОС и профессионального стандарта «Педагог», проектная деятельность, социальное проектирование, педагогическая культура, гражданское образование, воспитание в системе образования, оценка эффективности педагогической деятельности.




Подходы к организации урока Этапы урокаФормы и методыРезультаты мотивация целеполагание???? -актуальность темы для уч-ся -самостоятельное определение (принятие) уч-ся целей и правил работы работа с информацией?-продукт обработки уч-ся информации контроль рефлексия???? -знание о степени достижения уч-ся поставленных целей -самооценка процесса и результатов собственной деятельности


Мотивация – совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение и активность человека. Причины «внутренние» - диспозиционная мотивация; причины «внешние» - ситуационная мотивация. Мотив – внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка.


Мотивация: что поможет на уроке? Процессуально-содержательная мотивация: необходимость данных знаний и умений (прямой результат) Удовольствие от процесса деятельности, интерес (Будьте заинтересованы сами!) Мотив саморазвития: стремление к реализации своих возможностей; Здоровая конкуренция, мотив самоутверждения и достижения успеха; Одобрение, признание, поощрение (вознаграждение) ощущение личной ответственности Мотив аффиляции(стремление к установлению отношений и общения с другими людьми, самоценность общения) НАЗОВИТЕ СПОСОБЫ МОТИВАЦИИ НА ЗАНЯТИИ


Самые верные способы уничтожить мотивацию - Не вступать в общение с учениками -Предположить, что все, что происходит на уроке, никому не нужно: ни детям, ни учителю -Сделать аудиторию пассивной -Почаще критиковать -Сделать так, чтобы человек почувствовал себя глупо, задавая вопросы -… ?...


Целеполагание А) цели учитель не предъявляет, но делает все, чтобы они достигались. Б) цели сообщаются ученикам (ребенок – субъект целеосуществления). В) цели ученик формулирует сам (сообщается только тема урока). Операционная постановка цели означает формулирование конкретного, измеряемого, определяемого качественными показателями желаемого результата; ясность способа определения соответствия цели и результата; определение времени достижения результата.


Работа с информацией Соответствие отобранного содержания целям урока и уровню подготовки учащихся (задание по самостоятельному поиску информации под цели деятельности) Наличие четких инструкций по работе с информацией Обеспечение доступа к информации ПЕРЕЧИСЛИТЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ


РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ Виды источников информации Устные Письменные Графические (схемы, диаграммы) Электронные Видео источники ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические) Анализ Обобщение синтез Сравнение Систематизация Творчество (деятельность по созданию нового продукта)


Контроль и рефлексия Цели и задачи: Знания + умения + опыт деятельности Программы обучения ЕГЭ? Познавательная деятельность Информационно- коммуникативная деятельность Рефлексивная деятельность Оценка Самооценка Экспертиза Отношение Выделение трудностей Присвоение опыта


Изменения в организации урока Этапы урокаФормы и методыРезультатыоценка мотивационный«Ситуация разрыва»…, мнение, действие, понятие, «мозговой штурм», др. Внешняя внутренняя «Ситуация включения» ПроблемныйОсновная проблема - вопрос, противоречие, мнение, ситуация Определен круг вопросов, которые будут обсуждаться? Информацион- но - аналитический Лекция, фильм, демонстрация, чтение, др. Работа в группах Заполнение общих схем и таблиц, выводов по обозначенной проблеме? Диалогические методы – беседа, высказывание собственных позиций, презентация работ, конференция? Контрольно - рефлексивный Письменная – «квадрат», эссе, аналитическая таблица, «лист оценивания» Устная – высказывания, мнения Графическая – «Мишень» Рефлексия содержания, собственной деятельности и её компонентов, ощущений, чувств (переживаний) ?


Спасибо за внимание! Иоффе Андрей Наумович Мостяева Людмила Васильевна Крицкая Надежда Федоровна Вопросы и предложения принимаются по электронной почте

Кандидат психологических наук, доцент, директор Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования, проректор по инклюзивному образованию ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», почетный работник общего образования РФ.

Андреева Татьяна Евгеньевна

Эксперт по оценке и развитию персонала, бизнес-тренер компании SPB TRAINING по развитию ключевых компетенций, разработчик систем развития кадрового резерва, специалист по критическому мышлению и развитию руководителей, автор методики интервью Mindskills.

Бастриков Юрий Вячеславович

Организационный психолог, коуч, бизнес-тренер. Опыт работы с организациями - более 20 лет. Богатый опыт внедрения систем обучения в организациях различного уровня, ведущих длительных программ по развитию навыков руководителей, лидерству и наставничеству.

Берсенева Евгения Александровна

Руководитель Центра высшего и дополнительного профессионального образования ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко», доктор медицинских наук, эксперт сотрудничающего центра ВОЗ.

Битянова Марина Ростиславовна

Директор АНО ДПО Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», кандидат психологических наук, доцент, научный руководитель Национального образовательного проекта «Умная школа в г. Иркутске», эксперт в области психологии образования.

Борисюк Юрий Александрович

Специалист в области системного анализа, моделирования и оптимизации процессов управления в организационных и организационно-технических системах, доктор технических наук. Мастер Студии управленческого консалтинга "Технологии эффективного управления организацией".

Боровикова Алина Михайловна

Профессиональный психолог, бизнес-тренер, руководитель «Тренинг-центра Боровиковой». Сторонник исключительно практической системы обучения. Автор – разработчик программ бизнес-тренингов. За годы работы провела более двухсот тренингов.

Бояринцева Анна Викторовна

Кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», психолог, Монтессори-педагог, кинезиолог, международный тренер по гимнастике мозга (BrainGym).

Буйлова Любовь Николаевна

Профессор, заведующая кафедрой воспитания и дополнительного образования ГАОУ ВО «Московский институт открытого образования», кандидат педагогических наук, доцент, почетный работник общего образования, эксперт в области дополнительного образования детей и внеурочной деятельности, постоянный автор педагогических изданий (более 200 публикаций).

Буянова Инна Брониславовна

Начальник отдела координации научно-исследовательской деятельности ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», сертифицированный медиатор в сфере бизнеса, экономики, трудовых отношений, модератор международных конференций в области педагогики.

Введенская Елена Станиславовна

Кандидат медицинских наук, член профильной комиссии Минздрава России по паллиативной помощи, врач-онколог, заведующая амбулаторной службой паллиативной медицинской помощи ГБУЗ НО «Городская клиническая больница № 30 Московского района г. Нижнего Новгорода».

Веннецкая Ольга Евгеньевна

Кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Российской академии образования, Почетный работник СПО, участник разработки программ «Миры детства» (2015), Примерной образовательной программы подготовки ребенка к школе (2008), руководитель инновационных площадок РАО.

Виноградов Виктор Николаевич

Кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры управления и экономики образования СПб АППО. Эксперт Комитета по образованию Санкт-Петербурга. Автор и разработчик семинаров-тренингов для руководителей города по вопросам внедрения ФГОС.

Герман Любовь Анатольевна

Кандидат экономических наук, доцент факультета права и экономической безопасности Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, бизнес-консультант, генеральный директор консалтинговой компании «WinB-consult», автор более 30 публикаций, ведущий курса MBA «General Management».

Деркачев Павел Владимирович

Ведущий научный сотрудник Центра прикладных экономических исследований и разработок, доцент Департамента образовательных программ Института образования Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", кандидат экономических наук.

Зингерман Борис Валентинович

Заведующий отделом IТ Гематологического научного центра Минздрава России, более 25 лет опыта в информатизации здравоохранения, член Экспертного совета по ИКТ Минздрава РФ, руководитель рабочей группы «Электронная медицинская карта» Экспертного совета.

Иванов Олег Борисович

Эксперт в области ЖКХ, председатель Совета НП «ЖКХ Контроль Московской области», заместитель председателя Общественного совета при Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, заслуженный юрист Московской области.

Ильина Светлана Сергеевна

Директор МБОУ Гимназия No 3 (городской округ Самара), Почетный работник общего образования РФ, призер Всероссийского конкурса «Директор школы-2013», победитель конкурса «Женщина-руководитель», лауреат общественной премии «Народное признание -2013», руководитель городского клуба «Учитель года».

Кадыров Фарит Накипович

Доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ, заместитель директора ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Кальдин Константин Михайлович

Профессиональный консультант по управлению лечебными учреждениями с 2000 года, большой опыт проектной работы, разработчик эффективных бизнес-решений, 12 лет управления медицинскими учреждениями, основатель консалтинговой компании ООО «Кальдин Консалтинг».

Каражакова Дина Александровна

Кандидат экономических наук, доцент факультета права и экономической безопасности Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, сертифицированный бизнес-тренер, бизнес-консультант, автор более 30 публикаций.

Кирсанова Юлия Андреевна

Руководитель лаборатории АНО «Институт прогрессивных технологий», действующий технический эксперт Росаккредитации, участник выставок «БИОТ», участник «Всероссийской недели охраны труда», участник «Всероссийского съезда специалистов по охране труда».

Козельская Татьяна Александровна

Заведующая МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 86 города Орла», эксперт аттестационной комиссии педагогов ДОО, специалист в области подготовки к проверкам со стороны органов контроля и надзора в сфере дошкольного образования.

Котова Евгения Викторовна

Кандидат экономических наук, собственник и генеральный директор аудиторской фирмы более 23 лет, аттестованный аудитор, с 2002 по 2016 годы арбитражный заседатель Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградский области, практикующий лектор, автор 4 книг и более 300 статей

Крюкова Алена Михайловна

Директор МАОУ – Гимназия № 47 (город Екатеринбург), Почетный работник общего образования РФ, призер Всероссийского конкурса «Директор школы-2013», обладатель звания «Элита российского образования», эксперт федерального уровня в сфере образования.

Кутепова Елена Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора ФГБНУ "Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования", автор научных работ в области специального и инклюзивного образования. Логопед, учитель русского языка и литературы для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Лаптев Андрей Феликсович

Руководитель направления НП «Институт прогрессивных технологий», член рабочей группы Общественной палаты РФ по проведению Всероссийского общественного мониторинга в сфере охраны труда, эксперт комиссии Роструда по взаимодействию с общественными объединениями и экспертными сообществами, руководитель департамента охраны труда Общероссийского профсоюза НСБ.

Линденбратен Александр Леонидович

Доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, руководитель научного направления и заведующий отделом ФГБНУ "Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко", член правления Всероссийского общества специалистов по организации здравоохранения и общественного здоровья, член Общественного Совета при Росздравнадзоре.

Мачехина Ольга Николаевна

Кандидат педагогических наук, научный руководитель инновационного проекта ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования "Развитие мотивации к смысловому досуговому чтению через освоение приёмов медиапроектирования", учитель истории и обществознания, член Совета педагогического сообщества учебного проектирования.

Медведева Татьяна Павловна

Педагог-психолог детский сад «Наш дом» ГБОУ СОШ №1206, ведущий специалист по организации и проведению семинаров для специалистов и родителей по проблемам обучения и инклюзии детей с синдромом Дауна, профилактике социального сиротства.

Морарь Иван Николаевич

Ассистент кафедры поликлинической терапии, клинической лабораторной диагностики и медицинской биохимии ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет» (ЯГМУ), методист регионального центра организации первичной медико-санитарной помощи (РЦ ПМСП), врач общей практики.

Москова Екатерина Олеговна

Ведущий тренер компании SPB TRAINING, более 12 лет опыта, провела более 600 корпоративных тренингов, создала с нуля два учебных центра, ведёт авторские тренинги по темам командного взаимодействия, повышения эффективности деятельности и управления персоналом.

Муравьева Анна Александровна

Кандидат филологических наук, ведущий эксперт Центра изучения проблем профессионального образования, занимающегося исследованиями в области повышения качества и эффективности российского профессионального образования и вопросами интеграции российского профессионального образования в европейское образовательное пространство.

Мусиенко Светлана Игоревна

Исполнительный директор издательства "Линка-Пресс", методист ДО ЧУОО «Татьянинская школа», член Межрегиональной общественной организации «Объединение независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей».

Мушинская Оксана Александровна

Заместитель директора АНО «Институт Прогрессивных Технологий», специалист в области безопасности труда, руководитель отдела аутсорсинга и дистанционного обучения, спикер Всероссийской недели охраны труда, Россия, Сочи, 2015-2016г.г., участник выставок «БИОТ», участник «Всероссийского съезда специалистов по охране труда».

Муштавинская Ирина Валентиновна

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой общего образования СПб АППО, почётный работник общего образования РФ. Научный руководитель эксперимента по опережающему внедрению ФГОС в Санкт-Петербурге. Автор пособий по ФГОС СОО.

Островская Ирина Владимировна

Кандидат психологических наук, МВА в здравоохранении, доцент кафедры управления сестринской деятельностью Филиала Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (г. Москва); заместитель главного редактора журнала "Медицинская сестра", член Генерального совета Ассоциации специалистов с высшим сестринским образованием.

Павлова Оксана Анатольевна

Старший научный сотрудник Центра развития профессионального образования Московского политехнического университета, куратор федерального проекта «Внедрение демонстрационного экзамена в систему среднего профессионального образования».

Панов Алексей Валентинович

Управляющий ООО «Центр медицинского права», главный редактор информационного портала Право-мед.ру, член редколлегии журналов (г. Москва) «Здравоохранение», «Заместитель главного врача: лечебная работа и медицинская экспертиза», «Правовые вопросы в здравоохранении», член Ассоциации юристов России.

Петров Сергей Петрович

Кандидат медицинских наук, заместитель главного врача по клинико-экспертной работе в Центре инновационных медицинских технологий, является одним из авторов-разработчиков Приказа № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» от 10 мая 2017 года и рубрикатором клинических рекомендаций.

Петров Юрий Николаевич

Учитель химии ФГОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1699» Управления делами Президента Российской Федерации, обладатель международного сертификата преподавателя технологии РКМЧП, Победитель конкурса на соискание "Гранта Москвы" в сфере образования.

Пирогов Михаил Васильевич

Доктор экономических наук, профессор Московского областного научно-исследовательского клинического института (МОНИКИ), профессор Военно-медицинской академии (ВМедА), профессор Московского государственного областного технологического университета (МГОТУ), профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС).

Плотницкая Лариса Ивановна

Эксперт в области управления финансами, автор системы управления финансами ПЛОТЛИ, член ECF «Европейской Федерации Коучей», тренер Moscow Business School, Русской школы управления, МИРБИС, City Business School, Финансового университета при Правительстве РФ, собственник дистанционного центра обучения ООО «Финансовый навигатор».

Попов Дмитрий Витальевич

Ведущий эксперт в сфере закупок и информационной безопасности. Доцент, аккредитованный преподаватель НИУ ВШЭ, электронных торговых площадок: «Сбербанк-АСТ», «ЕЭТП», «РТС», «Система электронных торгов». Аналитик - консультант комиссий ведомственного контроля Министерства Здравоохранения, МВД, МЧС. Эксперт-аудитор Государственного научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты Российской Федерации (НИИ СП) в СФО.

Пузырев Александр Владимирович

Профессор кафедры психологии и социальной педагогики ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет», сертифицированный специалист интегративной психологии, действительный член Международной Академии психологических наук (МАПН), автор более 260 научных работ, в том числе 4-х монографий.

Самойлова Наталья Викторовна

Бизнес-тренер, ведущий антикризисный консультант по разработке и реализации маркетинговых стратегий продвижения и стимулирования сбыта. Входит в десятку лучших тренеров России по маркетингу, признана лучшим консультантом в области маркетинговых коммуникаций, названа экспертным советом Гильдии Маркетологов России одной из восьми звезд российского маркетинга.

Самсонова Елена Валентиновна

Кандидат психологических наук, руководитель Научно-методического центра Института проблем инклюзивного образования Московского государственного психолого-педагогического университета, руководитель исследовательских, методологических проектов в области инклюзивного образования.

Сененко Алия Шамильевна

Кандидат медицинских наук, заведующая отделением научных основ организации первичной медико-санитарной помощи ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Московского государственного медико-стоматологического университета.

Скорюкин Константин Владимирович

Бизнес-тренер, психолог, фасилитатор, коуч, лицензиат университета риторики и ораторского мастерства, руководитель школы ораторского мастерства «Спросите оратора», ведущий бизнес-тренер отдела обучения и развития HiPo МТС-Банк, старший бизнес-тренер Департамента collection Тинькофф Банк. Среди клиентов: Альфа-Банк, Благо Кредит, МФО Траст Альянс, Арт-кластер ТАВРИДА 5.0, Банк РНКБ, МТС Банк, Тинькофф Банк, Х5: Пятерочка.

Смолякова Диана Викторовна

Директор муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицея No 7 г. Томска, кандидат педагогических наук, учёное звание доцента по кафедре математики, теории и методики обучения математике, член Всероссийского Совета руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам НО, ОО и СО образования при Министерстве просвещения Российской Федерации (2019); финалист Всероссийского конкурса «Директор школы» (2018); лауреат премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры (2015).

Соколов Лев Александрович

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой Госслужбы и управления персоналом, проректор по повышению квалификации МГУУ Правительства Москвы, бизнес-тренер, специалист в области управления персоналом, развития и обучения, развития лидерства и управленческих навыков, коммуникаций, разрешения конфликтов, управления корпоративным обучением, разработчик и модератор стратегических сессий.

Похожие статьи

  • Пошаговый рецепт яблочного штруделя из слоеного теста Штрудель с яблоками из слоеного теста пошаговый

    Ингредиенты Слоеное тесто - 2 листа Яблоки (крупные) - 5 — 6 шт. Мука - 3 ст.л. Сахар - 5 ст.л. Грецкие орехи - 0,5 ст. Панировочные сухари - 4 ст.л. Корица - 1 ст.л. Для смазывания штруделя. Яйцо - 1 шт. Вода - 2 ст.л. Яблочный штрудель...

  • Как сварить вишневое варенье без косточек

    Сезон жаркого лета – это не только свободные вечера, отдых и веселье, но и самый разгар сбора дачного урожая. Даже когда тёплые деньки подходят к концу, всегда можно продлить эту прекрасную пору, заготовив на зиму блюда из любимых фруктов,...

  • Симптом нарушения обмена веществ

    Обмен веществ является одним из основных показателей здоровья всего организма, и если он в норме, человек в целом чувствует себя здоровым, то есть он бодр, активен, не страдает и не имеет желудочно-кишечных проблем. Однако если метаболизм...

  • Сейтан — вегетарианский продукт, который богат растительным белком и может заменить мясо

    Печать Сейтан – продукт питания, изготовленный из пшеничного белка. При этом он мало что общего имеет с хлебобулочными изделиями. В результате приготовления, сейтан по вкусу и текстуре очень напоминает традиционное мясо. При этом...

  • Выписать счет фактуру в 1с 8

    Счет-фактуру на аванс в 1С Предприятие 8.2 можно сформировать двумя способами. Первый – документ формируют вручную, на основании платежного поручения, по которому вы получили аванс. Второй – счета-фактуры формируются автоматически на...

  • Желтые выделения у женщин: причины и лечение

    Организм женщины действительно уникален и сложен. Но имеет скрытые угрозы. Что имеется в виду. Любая инфекция, попадая внутрь не способна сразу проявить себя внешне. Только по истечении некоторого времени начинаются признаки того или иного...