Военные части службы специальных объектов при президенте. "положение о службе специальных объектов при президенте российской федерации"

Суть созданных в России секретных подземных бункеров и даже целых подземных городков, в том числе недалеко от уральского Челябинска, о чем говорилось в моем недавнем сообщении этого Блога, скрыта от широкой общественности и более всего от иностранных разведок .
Сегодня я счел полезным познакомить с официальным президентским документом (НИЖЕ).
По свидетельствам специалистов, местоположение секретных объектов на территории Москвы - государственная тайна. До сих пор, к примеру, отснятые материалы ежегодных аэрофотосъемок столицы в опломбированных пакетах отправляются на контрольный просмотр в штаб Московского военного округа, а хранение их осуществляется с учетом положений развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию по системе Федеральной службы геодезии и картографии России.

Сложная тайная Структура живет своей активной жизнью, примером этого является множество поправок в этот важный нормативный документ.

Положение
о Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации
(утв. Указом Президента РФ от 15 марта 1999 г. N 350)

С изменениями и дополнениями от:
22 января, 25 февраля 2003 г., 26 апреля 2007 г., 31 декабря 2011 г., 29 июня 2013 г.

I. Общие вопросы

1. Служба специальных объектов при Президенте Российской Федерации (далее именуется - Служба) в соответствии с федеральными законами "Об обороне" и "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" является федеральным органом обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации.

Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от 26 апреля 2007 г. N 555 в пункт 2 настоящего Положения внесены изменения

2. Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью Службы.
Служба находится в ведении Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации (ГУСПа), осуществляющего координацию и контроль ее деятельности.
3. Служба входит в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации и привлекается для выполнения отдельных задач в области обороны Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" в Службе предусматривается военная служба.

Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от 26 апреля 2007 г. N 555 в пункт 4 настоящего Положения внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции

4. Положение о Службе, штатную численность военнослужащих Службы, в том числе количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга), перечень воинских должностей Службы, подлежащих замещению высшими офицерами, и штатную численность гражданского персонала Службы утверждает Президент Российской Федерации.
Перечень иных воинских должностей Службы, в том числе воинских должностей, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, гражданским персоналом или замещаться на конкурсной основе, структуру и штатное расписание Службы в пределах установленной численности и ее смету утверждает начальник ГУСПа.
5. Служба осуществляет свою деятельность в интересах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее именуются - федеральные органы государственной власти) и их аппаратов, а также Администрации Президента Российской Федерации и Управления делами Президента Российской Федерации.
Служба взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями по вопросам, входящим в ее компетенцию.
6. Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации, приказами, указаниями и распоряжениями начальника ГУСПа, а также настоящим Положением.

II. Основные задачи Службы

Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от 26 апреля 2007 г. N 555 в пункт 7 настоящего Положения внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции

7. Основными задачами Службы являются:
поддержание пунктов управления государством и Вооруженными Силами Российской Федерации и иных специальных объектов мобилизационного назначения (далее - специальные объекты) в готовности к использованию по предназначению в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного времени;
реализация в пределах своей компетенции мероприятий по обеспечению мобилизационной подготовки федеральных органов государственной власти и их аппаратов, а также Администрации Президента Российской Федерации;
разработка и реализация мобилизационных планов обеспечения функционирования специальных объектов по предназначению, согласованных с мобилизационными планами федеральных органов исполнительной власти, участвующих в обеспечении мобилизационной, оперативно-технической готовности и функционирования специальных объектов в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного времени;
обеспечение жизнедеятельности, функционирования и безопасности на специальных объектах должностных лиц федеральных органов государственной власти и аппаратов этих органов, а также оперативных групп соответствующих федеральных органов исполнительной власти при проведении мобилизации, в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного времени;
содержание и эксплуатация в мирное время технических средств специальных объектов, специальных транспортных средств, а также их надежное функционирование в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного времени;
разработка и проведение научных, инженерных и технических мероприятий по перевооружению, реконструкции и совершенствованию системы специальных объектов в целях обеспечения их живучести, повышения технических, защитных характеристик и мобилизационных возможностей;
создание и хранение неприкосновенных запасов материально-технических средств и ресурсов;
участие в осуществлении контроля за мобилизационной готовностью, техническим состоянием и эксплуатацией запасных пунктов управления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций (далее именуются - ЗПУ);
организация и проведение мероприятий по защите сведений, составляющих государственную тайну;
обеспечение в соответствии с мобилизационным заданием поддержания мобилизационных мощностей специальных объектов.

III. Функции Службы

Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от 29 июня 2013 г. N 593 в пункт 8 настоящего Положения внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
8. Для выполнения своих задач Служба осуществляет следующие функции:
а) в сфере мобилизационной подготовки:
разрабатывает и представляет на утверждение в установленном порядке принципы (концепцию) развития, совершенствования и функционирования специальных объектов;
разрабатывает совместно с федеральными органами исполнительной власти и организациями, привлекаемыми для обеспечения готовности специальных объектов к функционированию в военное время, планы и другие необходимые документы, обеспечивающие взаимодействие этих органов и организаций в сфере мобилизационной подготовки указанных объектов;
разрабатывает и представляет на утверждение начальника ГУСПа единый мобилизационный план перевода специальных объектов и Службы на функционирование в условиях военного времени и в чрезвычайных ситуациях мирного времени;
участвует в соответствии с планами ГУСПа в подготовке и проведении тренировок и учений по мобилизационной подготовке федеральных органов государственной власти и их аппаратов, а также Администрации Президента Российской Федерации, содействует этим органам в подготовке к функционированию на специальных объектах;
участвует в планировании и осуществлении ежегодной закладки на специальных объектах мобилизационных документов федеральных органов государственной власти и их аппаратов, а также Администрации Президента Российской Федерации, необходимых для обеспечения работы в военное время;
разрабатывает и реализует первоочередные оперативно-мобилизационные мероприятия по переводу специальных объектов к задействованию по предназначению;
участвует в планировании вывода, приема и размещения руководящего состава федеральных органов государственной власти и их аппаратов, а также Администрации Президента Российской Федерации на специальных объектах, укрытия на них сотрудников этих органов, а также эвакуации на специальные объекты документов указанных органов, осуществляет названные мероприятия;
обосновывает и разрабатывает нормы неприкосновенных запасов материально-технических средств и ресурсов, необходимых для функционирования специальных объектов в период автономности, представляет их на утверждение, осуществляет закладку, хранение и освежение неприкосновенных запасов;
участвует в планировании обеспечения (транспортного, материально-технического, медицинского и социально-бытового) мобилизационных мероприятий федеральных органов государственной власти и их аппаратов, Администрации Президента Российской Федерации, а также в их реализации по вопросам, входящим в компетенцию Службы, и осуществляет контроль за проведением указанных мероприятий;
разрабатывает проекты мобилизационных документов, касающихся организации материально-технического обеспечения специальных объектов в военное время;
организует в установленном порядке эвакуацию членов семей сотрудников Службы и жителей закрытых (обособленных) военных городков, находящихся в ведении Службы;
планирует и проводит тренировки и учения на специальных объектах, в том числе с привлечением в установленном порядке сил и средств подразделений федеральных органов исполнительной власти, участвующих в обеспечении функционирования специальных объектов по предназначению;
осуществляет методическое руководство подготовкой и принимает участие в обеспечении контроля за состоянием готовности специальных формирований, создаваемых для обеспечения федеральных органов государственной власти и их аппаратов, а также Администрации Президента Российской Федерации в военное время;
принимает участие в обеспечении решения мобилизационных задач ГУСПа;
участвует в контрольных и комплексных проверках мобилизационной и оперативно-технической готовности сети ЗПУ к работе в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного времени;
в пределах своей компетенции анализирует и обобщает опыт обеспечения мобилизационной подготовки федеральных органов государственной власти и их аппаратов, Администрации Президента Российской Федерации, а также ЗПУ, вносит предложения по ее совершенствованию;
б) в сфере технического перевооружения, реконструкции и совершенствования (далее именуются - техническое перевооружение) специальных объектов, а также их эксплуатации и развития:
разрабатывает и представляет в ГУСП предложения по концепции обеспечения боеспособности специальных объектов, режимам их функционирования, а также нормативные документы по эксплуатации специальных объектов;
осуществляет дежурства личного состава в дежурных (дежурных боевых) сменах, обеспечивающих своевременный перевод специальных объектов к задействованию по предназначению;
организует и осуществляет эксплуатацию защитно-строительных конструкций, технических систем, оборудования служб жизнеобеспечения, автоматизированных систем управления (далее именуются - АСУ), информационного обеспечения и шифрсредств; контролирует состояние и работу средств объектовой связи;
взаимодействует с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в оснащении специальных объектов новыми и реконструируемыми комплексами АСУ, комплексами информационного обеспечения и связи;
участвует в разработке предложений по совершенствованию и развитию этих комплексов; содержит в готовности специальные транспортные средства;
подготавливает и представляет на утверждение в установленном порядке системные научно-технические и экономические обоснования, разрабатывает и осуществляет мероприятия по техническому перевооружению специальных объектов, необходимые для обеспечения их боеспособности и содержания в режимах функционирования и направленные на повышение их мобилизационных, защитных, медикобиологических и других характеристик, проводит в этих целях научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы;
разрабатывает предложения по инженерно-техническому, материально-техническому, финансовому и иному обеспечению специальных объектов, формированию государственного оборонного заказа; по поручению ГУСПа выполняет функции государственного заказчика по проведению научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных и строительно-монтажных работ, связанных с техническим перевооружением специальных объектов, а также по закупке и поставке продукции для федеральных государственных нужд;
организует разработку исходных данных, технических заданий и проектов по техническому перевооружению специальных объектов, их экспертизу и утверждение в установленном порядке, осуществляет технический надзор за проведением строительных, монтажных и наладочных работ, приемку завершенных работ;
выполняет отдельные работы по техническому перевооружению специальных объектов силами структурных подразделений Службы;
участвует в разработке нормативных правовых актов по модернизации и строительству специальных объектов, в экспертизе соответствующих проектов; участвует в проведении работ по модернизации специальных объектов и строительству новых, в приемке в эксплуатацию завершенных строительством и монтажом сооружений, технологических узлов и систем, а также специальных объектов в целом;
абзац двенадцатый утратил силу;
Информация об изменениях:
См. текст абзаца двенадцатого пункта 8
осуществляет в установленном порядке ведомственный пожарный надзор;
абзац четырнадцатый утратил силу;
Информация об изменениях:
См. текст абзаца четырнадцатого пункта 8
осуществляет на специальных объектах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, функции по федеральному государственному экологическому надзору и государственному надзору в области обеспечения радиационной безопасности;
организует проведение учений и тренировок структурных подразделений Службы, обеспечивающих эксплуатацию специальных объектов;
участвует в подготовке предложений по совершенствованию режимов функционирования и эксплуатационных характеристик ЗПУ;
анализирует и обобщает опыт эксплуатации специальных объектов, обосновывает и разрабатывает нормативные документы по их эксплуатации и организации на них дежурств личного состава в дежурных (дежурных боевых) сменах;
абзац девятнадцатый утратил силу;
Информация об изменениях:
См. текст абзаца девятнадцатого пункта 8
в) в сфере обеспечения защиты государственной тайны, охраны и обороны специальных объектов:
разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению защиты государственной тайны на специальных объектах, выявляет возможные каналы утечки сведений, составляющих государственную тайну, принимает меры по их устранению;
разрабатывает комплексный план маскировочных мероприятий на специальных объектах, а также проводит эти мероприятия;
осуществляет дежурства личного состава в дежурных (дежурных боевых) сменах, в установленном порядке обеспечивающих охрану и оборону специальных объектов;
обеспечивает проведение на специальных объектах мероприятий по противодействию техническим разведкам;
выполняет комплекс мероприятий по защите государственной тайны при проведении работ по техническому перевооружению и модернизации специальных объектов;
контролирует проведение работ по проверке категорированных помещений на специальных объектах;
осуществляет защиту информации при ее обработке, хранении и передаче по техническим средствам связи и другим каналам связи, в том числе с использованием криптографических средств;
организует в порядке, установленном федеральным законодательством, работу по допуску лиц к сведениям, составляющим государственную тайну;
осуществляет в установленном порядке допуск на специальные объекты, подведомственные Службе территории, в здания и сооружения сотрудников Службы, а также иных лиц, привлекаемых к осуществлению отдельных работ в интересах Службы;
разрабатывает и осуществляет комплекс мероприятий по обеспечению безопасности специальных объектов;
анализирует положение в области обеспечения защиты государственной тайны на специальных объектах, в пределах своей компетенции организует контроль деятельности организаций, привлекаемых к осуществлению отдельных работ в интересах Службы, взаимодействует с органами защиты государственной тайны по вопросам обеспечения безопасности специальных объектов;
организует систему охраны, обеспечивает пропускной и внутриобъектовый режимы на специальных объектах, а также особый режим в закрытых (обособленных) военных городках, находящихся в ведении Службы;
содержит в постоянной готовности инженерно-технические средства охраны на специальных объектах и подведомственных Службе территориях, проводит их техническое перевооружение и модернизацию;
участвует в разработке и осуществлении мероприятий по обороне специальных объектов;
организует обеспечение своих структурных подразделений боевым оружием, боеприпасами, специальными средствами, средствами инженерного вооружения; осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, меры по соблюдению в Службе правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия;
осуществляет делопроизводство, ведение и хранение документации, связанной со специальными объектами, в том числе с мобилизационноэксплуатационными и иными вопросами;
использует в целях конспирации документы, зашифровывающие личность военнослужащих Службы, ведомственную принадлежность подразделений, помещений (территорий) и транспортных средств;
проводит в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную дактилоскопическую регистрацию;
ГАРАНТ:
См. Порядок проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации в Службе специальных объектов при Президенте РФ, утвержденный приказом Главного управления специальных программ Президента РФ от 15 марта 2011 г. N 10
г) в сфере финансового, материально-технического, жилищного и других видов обеспечения:
вносит в установленном порядке предложения о размещении государственного оборонного заказа на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, вооружение, военную и специальную технику, вещевое имущество, средства радиационной, химической, биологической защиты, горючее и смазочные материалы;
разрабатывает нормы, табели положенности и другие нормативные документы по организации и осуществлению материально-технического, продовольственного, вещевого и других видов обеспечения;
осуществляет мероприятия по организации всех видов обеспечения в Службе; ведет складское хозяйство;
является распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание подведомственных организаций;
ведет бухгалтерский учет денежных средств, материальных ценностей, производит расчеты с военнослужащими и гражданским персоналом, бюджетами соответствующих уровней, поставщиками, подрядчиками, банками и другими кредитными организациями;
утверждает бухгалтерские отчеты структурных подразделений Службы, представляет в ГУСП, в налоговые и другие уполномоченные органы бухгалтерскую и иную финансовую отчетность;
осуществляет ревизии финансово-хозяйственной деятельности структурных подразделений Службы, проверку сохранности денежных средств и материальных ценностей;
формирует и представляет в ГУСП на утверждение текущие и перспективные планы капитального строительства, капитального ремонта зданий и сооружений, необходимых для обеспечения функционирования специальных объектов и решения социальных вопросов; организует ремонт и реконструкцию зданий, сооружений и жилищного фонда; ведет статистическую отчетность по капитальному строительству, выполняет функции заказчика-застройщика с оформлением разрешения на строительство, а также с оформлением отвода земельных участков;
оформляет передачу средств в порядке долевого участия в жилищном строительстве организациям, а также приобретает жилые помещения для сотрудников Службы в установленном порядке в пределах предусмотренных ассигнований ГУСПа на эти цели;
разрабатывает исходные данные и технические задания на проектирование зданий и сооружений, организует проведение экспертизы проектов и их утверждение;
участвует в мероприятиях по техническому надзору, в работе государственных и рабочих комиссий по приемке в эксплуатацию завершенных строительством зданий и сооружений;
обеспечивает функционирование закрытых (обособленных) военных городков, находящихся в ведении Службы, в том числе их социально-бытовой и коммунальной инфраструктуры;
разрабатывает и реализует совместно с медицинскими подразделениями и учреждениями соответствующих федеральных органов исполнительной власти комплекс мероприятий по медицинскому обеспечению специальных объектов в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного времени, а также мероприятия по лечебно-профилактическому (в том числе медико-экспертному и санаторно-курортному) обеспечению сотрудников, санитарно-эпидемиологическому обеспечению и медицинскому снабжению Службы; организует и проводит медико-биологические исследования на специальных объектах, в закрытых (обособленных) военных городках и на иных территориях Службы;
обеспечивает социальную защиту сотрудников Службы и жителей закрытых (обособленных) военных городков, находящихся в ведении Службы, разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по ее совершенствованию;
обеспечивает структурные подразделения Службы и подведомственные ей организации транспортными средствами, осуществляет их эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт, осуществляет транспортное обеспечение деятельности начальника ГУСПа;
заключает в установленном порядке с соответствующими организациями договоры на поставку топливно-энергетических ресурсов, оборудования, материалов, вещевого и специального имущества, продовольствия и на осуществление иных видов обеспечения, выполнение отдельных работ в интересах Службы;
реализует в установленном порядке право оперативного управления недвижимым и движимым имуществом, находящимся на балансе Службы и являющимся федеральной собственностью;
осуществляет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образующихся в ходе деятельности Службы;
д) в сфере работы с кадрами:
проводит подбор специалистов по направлениям деятельности Службы;
проводит мероприятия, связанные с прохождением военной службы военнослужащими и осуществлением трудовой деятельности гражданским персоналом Службы;
ведет установленные виды учета сотрудников Службы; организует в установленном порядке учет и бронирование военнообязанных на период мобилизации и на военное время;
организует боевую, морально-психологическую и профессиональную подготовку сотрудников, работу по повышению их квалификации и переподготовке;
разрабатывает предложения по нормативам штатной численности Службы и тарифно-квалификационным характеристикам по должностям гражданского персонала;
рассматривает поступившие предложения, заявления и жалобы граждан;
е) в сфере правового обеспечения:
обеспечивает в пределах своей компетенции исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принимает участие в разработке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в части, касающейся сферы деятельности Службы;
осуществляет правовой контроль деятельности структурных подразделений Службы, организацию правовой подготовки сотрудников Службы, в установленном порядке организует правовое регулирование своей деятельности;
организует и осуществляет в установленном порядке дознание по уголовным делам.

IV. Обеспечение деятельности Службы

9. Организация деятельности Службы осуществляется на основе комплексных планов ее развития и текущих планов проведения основных организационных мероприятий служебной деятельности, утверждаемых начальником ГУСПа.
10. Начальникам специальных объектов Службы при решении вопросов функционирования специальных объектов и приведения их в установленные степени готовности подчиняются подразделения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих дежурства на этих объектах.
Начальники специальных объектов Службы организуют согласованное функционирование подразделений указанных федеральных органов исполнительной власти и их взаимодействие, а также несут персональную ответственность за мобилизационную готовность специальных объектов.
11. Сотрудниками Службы являются военнослужащие и лица гражданского персонала из числа граждан Российской Федерации.
Комплектование Службы военнослужащими, проходящими военную службу по контракту и призыву, а также прохождение ими военной службы осуществляются в соответствии с федеральным законодательством о воинской обязанности и военной службе.
Военнослужащим Службы выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих (далее именуются - удостоверения личности).
ГАРАНТ:
См. Положение об удостоверении личности военнослужащего Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. N 91

Трудовая деятельность гражданского персонала Службы регулируется трудовым законодательством Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации, поступающие (призываемые) на военную службу либо принимаемые на работу в Службу на соответствующие должности, по которым предусмотрен допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, а также иные лица, допускаемые к таким сведениям, проходят процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, в порядке, установленном федеральным законодательством.

Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от 26 апреля 2007 г. N 555 в пункт 12 настоящего Положения внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции

12. Сотрудники Службы имеют право на социальные гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации. За особые условия военной службы (работы), связанные с обеспечением функционирования специальных объектов, сотрудникам Службы федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные социальные гарантии и компенсации.
ГАРАНТ:
См. Инструкцию об организации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих ГУСП, утвержденную приказом ГУСП от 15 февраля 2012 г. N 11
13. Военнослужащим Службы из числа высококвалифицированных специалистов в выслугу лет для назначения пенсии может засчитываться стаж трудовой деятельности до зачисления на военную службу в порядке, устанавливаемом федеральным законодательством.
14. Военнослужащие Службы (за исключением высших офицеров), уволенные в запас, зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации. Высшие офицеры Службы зачисляются в запас Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
15. Автотранспорт и специальные транспортные средства Службы оборудуются в установленном порядке специальными средствами.

Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от 26 апреля 2007 г. N 555 в пункт 16 настоящего Положения внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции

16. Служба является юридическим лицом, имеет действительное и условные наименования, соответствующие печати с изображением Государственного герба Российской Федерации, штампы, бланки, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе и под условными наименованиями Службы). Служба имеет геральдический знак - эмблему и флаг, утверждаемые в установленном порядке.
Структурные подразделения Службы могут являться юридическими лицами, создание, реорганизация и ликвидация которых осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Структурные подразделения Службы, подведомственные ей организации свои правоотношения с соответствующими подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и государственных органов, а также с предприятиями и организациями осуществляют под условными наименованиями.
17. В ведении Службы находятся закрытые (обособленные) военные городки.

Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от 26 апреля 2007 г. N 555 в пункт 18 настоящего Положения внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции

18. Финансирование деятельности Службы осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых ГУСПу, а также за счет средств, получаемых от разрешенной предпринимательской и иной приносящей доход деятельности Службы, порядок формирования и расходования которых определяет начальник ГУСПа в соответствии с федеральным законодательством.
19. Торгово-бытовое обслуживание сотрудников Службы и жителей закрытых (обособленных) военных городков, находящихся в ведении Службы, осуществляется в установленном порядке организациями системы военной торговли, а также иными организациями (учреждениями).
20. Вопросы обеспечения регистрации граждан по месту их пребывания и месту жительства в закрытых (обособленных) военных городках, находящихся в ведении Службы, а также вопросы обеспечения правопорядка в таких городках решаются Службой во взаимодействии с органами внутренних дел Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством.
21. На территориях, прилегающих к внешним охраняемым (контролируемым) зонам закрытых (обособленных) военных городков и иных подведомственных Службе территорий, строительство и иная хозяйственная деятельность осуществляются только по согласованию с руководством расположенных там специальных объектов.

Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от 26 апреля 2007 г. N 555 в пункт 22 настоящего Положения внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции

22. Служба имеет право использовать в мирное время свои вспомогательные подразделения, обеспечивающие мобилизационную готовность в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного времени, для обеспечения жизнедеятельности подразделений Службы и оказания платных услуг сотрудникам Службы и жителям закрытых (обособленных) военных городков, находящихся в ведении Службы. Средства, поступающие от оказания таких услуг, могут использоваться для решения социальных проблем военнослужащих и гражданского персонала Службы в соответствии с федеральным законодательством.

Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от 26 апреля 2007 г. N 555 пункт 23 настоящего Положения изложен в новой редакции
См. текст пункта в предыдущей редакции

23. Служба имеет специализированный жилищный фонд (служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда).

Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от 25 февраля 2003 г. N 250 в пункт 24 настоящего Положения внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции

24. Находящиеся на балансе Службы и закрепленные за ней на праве оперативного управления специальные объекты, здания, сооружения, коммуникации, объекты социально-бытовой инфраструктуры, жилищный фонд закрытых (обособленных) военных городков, находящихся в ведении Службы, а также другое недвижимое имущество являются федеральной собственностью и приватизации не подлежат.
Движимое имущество, находящееся на балансе Службы, является федеральной собственностью и закреплено за Службой на праве оперативного управления.
Передача прав на недвижимое и движимое имущество, находящееся на балансе Службы, реализация высвобождаемого военного имущества осуществляются в установленном порядке.
25. Служба предоставляет в пользование подразделениям и организациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иным организациям здания, помещения и оборудование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предоставление Службой в пользование зданий, помещений и оборудования подразделениям и организациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим деятельность в интересах Службы, а также жилищное, медицинское и иное обеспечение сотрудников данных подразделений и организаций осуществляются на основе межведомственных соглашений.
26. Для осуществления научно-технической деятельности и проведения единой технической политики по направлениям, относящимся к компетенции Службы, создается научно-технический совет Службы, положение о котором утверждается начальником ГУСПа.
27. Материально-техническое, вещевое, продовольственное и медицинское обеспечение Службы осуществляется за счет поставок по государственному оборонному заказу, а также приобретения в установленном порядке необходимых средств и запасов.
28. Правила ношения военной формы одежды военнослужащими Службы устанавливаются начальником ГУСПа.
29. Утратил силу.
Информация об изменениях:
См. текст пункта 29
30. Утратил силу.
Информация об изменениях:
См. текст пункта 30
31. Документы и материалы, касающиеся деятельности Службы, в том числе отнесенные в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, подлежат хранению в архиве Службы, создаваемом и функционирующем по согласованию с Федеральной архивной службой России.
32. Медицинское обеспечение военнослужащих Службы и членов их семей, лиц, уволенных с военной службы из Службы, и членов их семей, гражданского персонала Службы осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на основании межведомственного соглашения с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, а также самостоятельно Службой.
ГАРАНТ:
См. Инструкцию об особенностях организации медицинского обслуживания в военно-медицинских подразделениях Службы специальных объектов при Президенте РФ, утвержденную приказом ГУСП от 29 марта 2013 г. N 15
Об организации оказания медицинской помощи в военно-медицинских подразделениях Службы специальных объектов при Президенте РФ см. приказ ГУСП Президента РФ от 14 января 2011 г. N 1
33. Прокурорский надзор, предварительное следствие по уголовным делам, рассмотрение таких дел в судах, обеспечение общественного порядка, личной безопасности граждан, предупреждение, раскрытие и расследование преступлений на специальных объектах Службы осуществляются в порядке, установленном для особорежимных объектов.

V. Руководство Службы

34. Службу возглавляет начальник Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению начальника ГУСПа.
Начальник Службы подчиняется непосредственно начальнику ГУСПа.
Заместители начальника Службы, а также начальники структурных подразделений Службы, должности которых замещаются высшими офицерами, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению начальника ГУСПа.

Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от 26 апреля 2007 г. N 555 в пункт 35 настоящего Положения внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции

35. Начальник Службы:
организует работу Службы, устанавливает в пределах своей компетенции полномочия должностных лиц, связанные с решением служебных (производственных), кадровых, финансовых, хозяйственных и иных вопросов;
несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Службу;
утверждает положения о структурных подразделениях Службы;
утверждает планы мобилизационной подготовки и осуществления иной деятельности структурных подразделений Службы, контролирует их выполнение;
вносит предложения о статусе и особом режиме закрытых (обособленных) военных городков, находящихся в ведении Службы, о порядке их функционирования и обеспечения;
пользуется в отношении военнослужащих Службы правами, предусмотренными Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, в объеме, предоставленном командующему войсками военного округа;
издает в пределах своей компетенции приказы и иные нормативные правовые акты, организует проверку их исполнения;
отменяет противоречащие законодательству Российской Федерации приказы и иные правовые акты, изданные руководителями структурных подразделений Службы;
организует подготовку проектов нормативных правовых актов по вопросам деятельности Службы для внесения в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;
осуществляет полномочия юридического лица без доверенности, доверяет должностным лицам Службы осуществление таких полномочий;
распоряжается в установленном порядке материальными и финансовыми средствами Службы;
определяет перечень (номенклатуру) штатных должностей военнослужащих и гражданского персонала Службы, по которым предусмотрен допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;
вносит предложения по перечню сведений о Службе, составляющих государственную тайну, порядку применения действительного и условных наименований Службы, порядку допуска сотрудников Службы и иных лиц на специальные объекты, в здания, сооружения Службы, на подведомственные ей территории, включая закрытые (обособленные) военные городки;
организует в установленном порядке выдачу удостоверений личности военнослужащим Службы; определяет порядок использования в целях конспирации документов, зашифровывающих личность военнослужащих Службы, ведомственную принадлежность подразделений, помещений (территорий) и транспортных средств;
разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по нормам обеспечения оружием, боеприпасами, специальными и техническими средствами, иным вооружением, материальными средствами, а также по нормам вещевого и продовольственного обеспечения;
вносит предложения, касающиеся структуры и штатной численности Службы, а также расходов денежных средств на ее содержание;
вносит в пределах своей компетенции изменения в структуру Службы и в штатную численность ее структурных подразделений;
решает в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном начальником ГУСПа, вопросы прохождения военной службы военнослужащими, имеющими воинские звания до подполковника (капитана 2 ранга) включительно либо назначаемыми (назначенными) на воинские должности (освобождаемыми от воинских должностей), подлежащие замещению военнослужащими, имеющими воинские звания до подполковника (капитана 2 ранга) включительно;
вносит на рассмотрение начальника ГУСПа предложения по вопросам прохождения военной службы офицерами, имеющими воинские звания полковника (капитана 1 ранга) и высших офицеров, а также офицерами, представляемыми к назначению на воинские должности (освобождению от воинских должностей), подлежащие замещению полковниками (капитанами 1 ранга) и высшими офицерами;
определяет порядок заключения (расторжения) трудовых договоров (контрактов) с гражданским персоналом Службы, а также решения иных вопросов, связанных с трудовой деятельностью гражданского персонала;
абзац двадцать второй утратил силу в порядке, установленном пунктом 6 Указа Президента РФ от 31 декабря 2011 г. N 1745;
Информация об изменениях:
См. текст абзаца двадцать второго пункта 35
вносит в установленном порядке предложения о предоставлении социальных гарантий и компенсаций сотрудникам Службы за особые условия военной службы (работы), связанные с обеспечением функционирования специальных объектов;
определяет порядок выплаты гражданскому персоналу Службы установленной надбавки за особые условия работы на специальных объектах;
организует учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, распределение в установленном порядке жилой площади;
вносит начальнику ГУСПа предложения: об учреждении ведомственных наград, ведомственных почетных званий, нагрудных знаков и почетных грамот для награждения сотрудников Службы, а также лиц, оказывающих содействие в выполнении возложенных на Службу задач; о награждении государственными наградами Российской Федерации сотрудников Службы, а также лиц, оказывающих содействие в выполнении возложенных на Службу задач, о присвоении им почетных званий Российской Федерации;
имеет наградной и подарочный фонды, в том числе огнестрельного и холодного оружия, для награждения военнослужащих и лиц гражданского персонала Службы, а также других лиц, оказывающих содействие в решении задач, возложенных на Службу;
награждает именным огнестрельным и холодным оружием, ведомственными наградами, ценными подарками или деньгами в порядке, установленном федеральным законодательством и начальником ГУСПа;
организует в установленном порядке работу по присвоению военнослужащим Службы звания "Ветеран военной службы" и оформлению соответствующих удостоверений;
решает в установленном порядке вопросы выезда сотрудников Службы за границу; принимает в установленном порядке участие в решении вопросов о возможности выезда за границу лиц, ранее проходивших военную службу или работавших в Службе;
руководит научно-техническим советом Службы;
издает приказы по личному составу, дающие право на бесплатную регистрацию (за исключением уплаты государственных пошлин, предусмотренных правилами регистрации) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Службе, для предоставления им жилой площади во всех пунктах дислокации структурных подразделений Службы, включая г. Москву и Московскую область;
ГАРАНТ:
См. Порядок предоставления жилых помещений, расположенных в закрытых военных городках, находящихся в ведении Службы специальных объектов при Президенте РФ, утвержденный приказом ГУСП от 17 февраля 2011 г. N 8
решает вопросы предоставления отпусков сотрудникам Службы;
решает в пределах своей компетенции вопросы обеспечения правовой и социальной защиты сотрудников Службы и членов их семей;
решает вопросы, связанные с правом оперативного управления имуществом Службы, с инвентаризацией и регистрацией имущества, предоставлением недвижимости в пользование иным организациям, реализацией имущества и техники;
утверждает в пределах предусмотренных ассигнований фонд оплаты труда гражданского персонала Службы, в том числе персонала подведомственных организаций;
утверждает производственные показатели, численность и фонд оплаты труда рабочих и служащих вспомогательных подразделений Службы;
организует проверки (контроль) деятельности структурных подразделений Службы;
осуществляет другие полномочия в соответствии с федеральным законодательством, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами, указаниями и распоряжениями начальника ГУСПа.


Система ГАРАНТ:

Из книги "ФСБ: Новое дворянство"

Тайны подземного пира
Свои тайны российские спецслужбы прячут от посторонних глаз не только в архивах. Прямо под улицами столицы лежит тайный лабиринт тоннелей, сооруженный еще в годы «холодной войны», который продолжает служить органам и сегодня.
Когда Комитету госбезопасности стало тесно в комплексе зданий на Лубянке, и КГБ начал потихоньку оккупировать прилегающие к площади кварталы, истинное назначение многих зданий тщательно скрывалось. Прохожих сбивало с толку отсутствие номеров на домах и высокие заборы: некоторые смутно догадывались, что за этими заборами скрывались спецобъекты КГБ и Министерства обороны. Но мало кто предполагал, что большинство секретных объектов спрятаны под землей.
Значительную часть Мичуринского проспекта на юго-западе столицы занимает Академия ФСБ. Неподалеку от Академии - несколько обширных пустырей. И прямо под ними находится сеть тоннелей, по которым проложены рельсы, соединяющие секретные бункеры.
Во времена «холодной войны» Великобритания, США и СССР, опасаясь ядерного удара, строили подземные убежища для своих руководителей. Советский Союз в этом строительстве далеко опередил и Соединенные Штаты, и Великобританию. Правительственные и военные бункеры, подземные промышленные объекты, танковые тоннели - все это превратило московский грунт в подобие швейцарского сыра: независимые специалисты утверждают, что под российской столицей располагается 12 этажей подземных сооружений.
Самая большая подземная система - это транспортная сеть, известная в народе как «Метро-2», официально именуется системой D-6. Подробности и карты см. на интернет-странице «Метро-2» сайта Московского метро:
Линии D-6 проложены параллельно пассажирским веткам метрополитена и предназначены только для руководства страны. Рыть ее начали еще до войны: сначала построили станцию «Советская», находившуюся между нынешними станциями метро «Театральная» и «Маяковская», но потом ее перепрофилировали в подземный пункт управления Московского штаба ГО.
Масштабное строительство D-6 началось в 1940-е годы (первая линия Метро-2 появилась в 1947 году как узкоколейка от Кремля до ближней дачи Сталина в Матвеевском) - и ведется по сей день.
Доступ к какой-либо официальной документации получить, разумеется, невозможно, однако, согласно некоторым оценкам, на момент падения Советского Союза система D-6 состояла из четырех линий, расположенных на глубине семиэтажного дома.
За безопасность подземных объектов отвечало специальное подразделение КГБ - 15-е управление, образованное в 1977 году. Мэр распорядился о создании служб, охраняющих доступ к московской системе подземных сооружений.
Невзирая на достаточно напряженные отношения с московскими властями, Михайлова часто призывали на помощь в тех случаях, когда ситуация требовала его опыта и знаний. Диггеры помогли правоохранительным органам выследить трех сбежавших из Бутырской тюрьмы убийц, пытавшихся скрыться под землей; команда Михайлова принимала активное участие в спасательных работах после взрывов жилых домов в 1999 году.
В июне 2000 года Ирина Бороган готовила к публикации в газете «Известия» материал о подземных сооружениях под МГУ. В сопровождении Михайлова она спустилась под главный корпус Университета на Воробьевых Горах.
Здание на Воробьевых горах - культовое для Москвы место. Известно, что его высота 240 м., а общая протяженность коридоров в крыльях, примыкающих к центральной башне, 33 километра. По бокам к 36-этажной центральной башне примыкают два массивных крыла, в которых размещаются студенческие общежития и помещения факультетов МГУ. Но самое потрясающее в этом здании - многоуровневый подземный лабиринт под ним. Он строился как убежище для тысяч преподавателей и студентов на случай ядерного удара.
Бороган и Михайлов спустились под землю по вентиляционному стволу под фонтаном рядом с главным входом в университет. Оказавшись внизу, они увидели множество коридоров, уходящих в разных направлениях. Высота некоторых из них, по оценке Бороган, превышала пять метров. Диггеры рассказали, что на третьем уровне бункера находится вход в тайное метро D-6. Насколько им известно, это вход в первую линию D-6, построенную в 1950-е годы и соединяющую Кремль с правительственным аэропортом Внуково-2. Начинаясь под Кремлем, эта линия проходит под Российской государственной библиотекой («Ленинкой»), пересекает подземный город в Раменках, пространство под комплексом МГУ и Академией Генерального штаба. (Транспортная система D-6 предназначалась для эвакуации обитателей Кремля в случае войны или ядерного удара.)


В данном случае генералы поимели кабель правительственной связи, а точнее получили «доступ к трафику через кабель спецсвязи». Это становится понятно, все из того же видеообращения, которое впору использовать как основу для сценария к экранизации политического детектива о коррупции в среде генералитета. Речь идет о кабеле, который в случае войны становится основным средством связи между ставкой и наиболее важными подразделениями, отвечающими за обороноспособность России. «Земли «оборонки», которые должностные лица ССО не смогли распродать, теперь они пытаются грамотно использовать», — рассказывает Ирина Гуляева. Кстати говоря, ее жалобы помогли инициировать проверки, которые проводит в службе целый ряд ведомств: Счетная палата, ФСБ, Ростехнадзор, ФСО и так далее. Сам же руководитель службы генерал-полковник Николай Романенко, без ведома которого на территории спецобъектов ничего не происходит, расценил видеообращение Гуляевой, как порочащее его честь и достоинство, подрывающее репутацию и несоответствующее действительности. И обратился в мировой суд Чеховского района с двумя исковыми заявлениями по одной и тоже статье, в котором он просит правосудие привлечь Гуляеву к уголовной ответственности за клевету. Не удивительно, потому что на генерал-полковника у жительницы города собрана целая папка порочащих его сведений.

— С 2007 по 2009 годы на спецобъектах в городе Чехов-2 коммерческая компания ООО «Рубин» произвело работы по укладке волоконно-оптической линии связи (ВОЛС), — продолжает Ирина Гуляева, — «Рубин», соблюдая все требования Российской Федерации, все технические условия и формальности надзирающих структур, за бюджетные деньги, провел на спецобъект кабель, — продолжает свой рассказ Ирина Гуляева. — В 2009 году в результате сговора между компанией «КДЛ», которая имеет прямую связь с генералами ССО, и руководством службы при посредничестве некоего третьего лица Николая Билашевского (этот человек фактически является владельцем компании «КДЛ», и связующим звеном между «КДЛ» и командой Романенко) происходит несколько врезок кабеля коммерческой компании в кабель спецсвязи и их прокладка в одной траншее.

Дело сделано, а дальше, как говорится, «пошла плясать губерния». Теперь сеть интернет, а также цифровая телефония, «запитанные» от самой секретной связи в стране, а также от кабеля проложенного в одной траншее со спецкабелем, распространяются по Чеховскому, Домодедовскому, Ступинскому, Подольскому и Пушкинскому районам Московской области. Нерастанное, Оксино, Чехов, Чехов-2, Васькино, Степыгино, Добрыниха, Троицкое, Мещерское, Талалихино — это только часть населенных пунктов, жители которых могут зайти в интернет, благодаря руководителям секретной службы. Существует большое количество коттеджей, садоводческих товариществ и дачных поселений, которые «кустами» расположились вдоль магистрали спецкабеля. Посчитать коммерческую выгоду от генеральского трафика можно разве что с большой погрешностью. Так, например, в одном только Домодедовском районе число абонентов составляет порядка пяти тысяч. Стоимость подключения к услугам компании «КДЛ» составляет порядка 2,5 тысячи рублей, а абонентская плата (ежемесячный платеж зависит от выбранного тарифа) колеблется от 650 до 1250 рублей. При самом приблизительном арифметическом подсчете прибыль — с учетом того, что за пользование кабелем компания «КДЛ» никому ничего не платит — достигает астрономических величин. «Сотрудники компании в личных разговорах не скрывают, что эти деньги идут напрямую в карман генералам», — говорит Гуляева.

Дозвониться до секретного ведомства журналистам не удалось, заявленный в интернете телефон службы хранит молчание. А вот история переписки жителей Чехова-2 с руководством службы, в которой содержатся официальные ответы руководителей ведомства, сохранилась. Интересно, то, с каким спокойствием руководство службы реагирует на запросы. — Я уведомила все федеральные службы, имеющие отношение к данной теме, ФСБ, Ростехнадзор, Главную военную прокуратуру, Московскую военную прокуратуру, Следственный комитет, Администрацию Чеховского района, ФСБ, ФСО, — говорит Гуляева, — и в результате от командира войсковой части, где расположен военный городок Чехов-2, 11 ноября прошлого года получила уведомление, что это он дал разрешение на прокладку кабеля для ООО «КДЛ» в зоне его ответственности по землям Минобороны, находящихся на праве оперативного управления у войсковой части через коллекторные колодцы с кабелем спецсвязи. Оказалось все очень просто. Раз, и в роли оператора, поставляющего трафик гражданским лицам, оказалась спецслужба.

Первого февраля этого года в Чехов-2 с проверкой приезжала межведомственная комиссия. Представители компании «Ростелеком» (является оператором компании «КДЛ» и войсковой части Чехова-2, и в населенных пунктах, где не проходит спецкабель), представители ФСО, департамента контрразведки и представители коммерческой компании ООО «КДЛ» собрались за круглым столом. Это мероприятие было больше похоже на очную ставку, каждому ведомству задавали одни и те же вопросы. В ходе выяснения обстоятельств представители ФСО официально подтвердили, что в этом районе проложен их кабель, и было доказано, что здесь отсутствует коммерческий кабель. Тогда представитель компании «КДЛ» на вопрос надзорных органов: «по какому кабелю до города Чехова-2 и поселка Талалихино предоставляется интернет-трафик, если в этих населенных пунктах присутствует проводной Интернет?» отвечать отказался.

В настоящее время в связи с проверками компания «КДЛ» приостановила оказание услуг в Чехове-2, куда подключен несанкционированный трафик. На звонок корреспондента сотрудница компании сообщила, что это всего лишь временное неудобство, и что скоро связь и интернет-соединение будут восстановлены. В тоже время, как только начались проверки, технические специалисты ССО бросились заметать следы незаконных подключений. «Они запутались до такой степени, что когда доставали из-под земли кабель ФСО, то иногда забывали его закапывать обратно», — комментирует ситуацию один из очевидцев. «Врезки» до сих пор существуют, а кроме этого, существует также и серверная комната, обеспечивающая работу сети «КДЛ», расположенная на чердаке двенадцатиэтажного жилого дома. Одна маленькая деталь: вопреки всевозможным требованиям безопасности буквально над головами более двухсот жителей дома находятся начиненные соляной кислотой аккумуляторные батареи. В любой момент, например, из-за сильной жары, блоки питания могут превратиться в «грязную бомбу».

Интересно, что военачальники сделали заготовки и на будущее — они провели ответвления для еще несуществующих коттеджных поселков. Земли, которые еще недавно числились в федеральной собственности, в результате межевания оказались каким-то образом отрезанными от участка, на котором расположен спецобъект. Отмежеванные в карман генералов территории уже имеют своих собственников. Странным образом их владельцами также оказались друзья и родственники командования ССО. К бывшим федеральным участкам — а это десятки гектаров ценной земли — ведут ниточки Интернета, «запитанные» все от того же кабеля.

Ирина Гуляева надеется, что проверяющие органы разберутся в этой ситуации. Да и не только в этой. «… это маленькая толика того, что они реально творят на местах: это распределение и торговля жильем, махинации в сфере ЖКХ, а главное, я думаю, основные кражи там под землей, куда из-за грифа секретности вход запрещен даже для прокурорских …», — говорится о руководстве службы в ее обращении Президенту. О том, куда могут вывести квалифицированного хакера виртуальные кривые сверхсекретного кабеля, остается лишь догадываться. Но уже сейчас специалисты уверены, что если «дырой» в секретах родины воспользуются интересующиеся граждане, то скандал c Wikileaks покажется легкой информационной утечкой. А пока на слушанье судебного дела генерал-полковник Николай Романенко, кстати говоря, обратившийся в суд, как гражданское лицо, приезжает в сопровождении бойцов отряда специального назначения, и на служебном автомобиле. А что? Береженого, как говорится, Бог бережет!

Из книги "ФСБ: Новое дворянство"

Тайны подземного пира
Свои тайны российские спецслужбы прячут от посторонних глаз не только в архивах. Прямо под улицами столицы лежит тайный лабиринт тоннелей, сооруженный еще в годы «холодной войны», который продолжает служить органам и сегодня.
Когда Комитету госбезопасности стало тесно в комплексе зданий на Лубянке, и КГБ начал потихоньку оккупировать прилегающие к площади кварталы, истинное назначение многих зданий тщательно скрывалось. Прохожих сбивало с толку отсутствие номеров на домах и высокие заборы: некоторые смутно догадывались, что за этими заборами скрывались спецобъекты КГБ и Министерства обороны. Но мало кто предполагал, что большинство секретных объектов спрятаны под землей.
Значительную часть Мичуринского проспекта на юго-западе столицы занимает Академия ФСБ. Неподалеку от Академии - несколько обширных пустырей. И прямо под ними находится сеть тоннелей, по которым проложены рельсы, соединяющие секретные бункеры.
Во времена «холодной войны» Великобритания, США и СССР, опасаясь ядерного удара, строили подземные убежища для своих руководителей. Советский Союз в этом строительстве далеко опередил и Соединенные Штаты, и Великобританию. Правительственные и военные бункеры, подземные промышленные объекты, танковые тоннели - все это превратило московский грунт в подобие швейцарского сыра: независимые специалисты утверждают, что под российской столицей располагается 12 этажей подземных сооружений.
Самая большая подземная система - это транспортная сеть, известная в народе как «Метро-2», официально именуется системой D-6. Подробности и карты см. на интернет-странице «Метро-2» сайта Московского метро:
Линии D-6 проложены параллельно пассажирским веткам метрополитена и предназначены только для руководства страны. Рыть ее начали еще до войны: сначала построили станцию «Советская», находившуюся между нынешними станциями метро «Театральная» и «Маяковская», но потом ее перепрофилировали в подземный пункт управления Московского штаба ГО.
Масштабное строительство D-6 началось в 1940-е годы (первая линия Метро-2 появилась в 1947 году как узкоколейка от Кремля до ближней дачи Сталина в Матвеевском) - и ведется по сей день.
Доступ к какой-либо официальной документации получить, разумеется, невозможно, однако, согласно некоторым оценкам, на момент падения Советского Союза система D-6 состояла из четырех линий, расположенных на глубине семиэтажного дома.
За безопасность подземных объектов отвечало специальное подразделение КГБ - 15-е управление, образованное в 1977 году.
Мэр распорядился о создании служб, охраняющих доступ к московской системе подземных сооружений.
Невзирая на достаточно напряженные отношения с московскими властями, Михайлова часто призывали на помощь в тех случаях, когда ситуация требовала его опыта и знаний. Диггеры помогли правоохранительным органам выследить трех сбежавших из Бутырской тюрьмы убийц, пытавшихся скрыться под землей; команда Михайлова принимала активное участие в спасательных работах после взрывов жилых домов в 1999 году.
В июне 2000 года Ирина Бороган готовила к публикации в газете «Известия» материал о подземных сооружениях под МГУ. В сопровождении Михайлова она спустилась под главный корпус Университета на Воробьевых Горах.
Здание на Воробьевых горах - культовое для Москвы место. Известно, что его высота 240 м., а общая протяженность коридоров в крыльях, примыкающих к центральной башне, 33 километра. По бокам к 36-этажной центральной башне примыкают два массивных крыла, в которых размещаются студенческие общежития и помещения факультетов МГУ. Но самое потрясающее в этом здании - многоуровневый подземный лабиринт под ним. Он строился как убежище для тысяч преподавателей и студентов на случай ядерного удара.
Бороган и Михайлов спустились под землю по вентиляционному стволу под фонтаном рядом с главным входом в университет. Оказавшись внизу, они увидели множество коридоров, уходящих в разных направлениях. Высота некоторых из них, по оценке Бороган, превышала пять метров. Диггеры рассказали, что на третьем уровне бункера находится вход в тайное метро D-6. Насколько им известно, это вход в первую линию D-6, построенную в 1950-е годы и соединяющую Кремль с правительственным аэропортом Внуково-2. Начинаясь под Кремлем, эта линия проходит под Российской государственной библиотекой («Ленинкой»), пересекает подземный город в Раменках, пространство под комплексом МГУ и Академией Генерального штаба. (Транспортная система D-6 предназначалась для эвакуации обитателей Кремля в случае войны или ядерного удара.)
");

Похожие статьи

  • Усманов записал видеообращение перед судом с навальным

    МОСКВА, 18 мая — РИА Новости. Алишер Усманов опубликовал видеообращение к Алексею Навальному. Бизнесмен ответил на обвинения в свой адрес, назвал своего оппонента "неучем" и "лузером" и посоветовал "иногда читать книжки". Навальный уже...

  • Как сделать руны своими руками: мастер-класс

    Система Рун появится в русской версии игры с обновлением "Западный континент". Она будет доступна игрокам со статусом Асура или выше.Примечание переводчика: Асура и Мудрец - новые, введенные в этом же обновлении, ступени "уважения". При...

  • В древности было три луны над землей

    В древности система Мидгард-Земли имела сначала две Луны – Леля и Месяц, потом перед завозом чернокожих людей стало три Луны, сейчас осталась одна Луна Месяц. Память о трёх Лунах сохранилась в преданиях только Индии и России. Три Луны...

  • Каши — традиционно русская еда

    Раздел: Вильям Васильевич Похлёбкин «НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУХНИ НАШИХ НАРОДОВ» 11 -я cтраница раздела Русская кухня ВТОРЫЕ БЛЮДА - КАШИ Каша - одно из самых распространенных русских национальных блюд, второе после щей по своему значению на...

  • Салат с отварной рыбой, картошкой и омлетом Салат из речной вареной рыбы

    Вкусные аппетитные салаты с рыбой можно готовить из вареного, копченого, соленого и даже консервированного продукта. Такие закуски имеют оригинальный вкус и достойны даже праздничного стола. Важно лишь правильно подобрать для обсуждаемых...

  • Назар Петрович Губин: биография Губин назар петрович

    Р одился в 1918 году в селе Зоргол ныне Приаргунского района Читинской области. Русский. Член ВЛКСМ. Герой Советского Союза (16.1.1942). Награжден орденом Ленина.Черных Иван Сергеевич Косинов Семён Кириллович Губин Назар Петрович 16...